Евгений ЗАХАРОВ. ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В УКРАИНЕ. (1954-1987).
автор: Евгений Захаров
История Украины ХХ века вполне может рассматриваться как история движения за национальное освобождение. Всякий раз, когда казалось, что оно беспощадно уничтожено, оно, как Феникс, восставало из пепла и набирало новую силу.Украинское крестьянство особенно упорно сопротивлялось коллективизации, следствием чего была массовая высылка украинцев в восточные области СССР в 1931 г. и организация искусственного голода 32-33 г.г., унесшего 8 млн. жизней. Беспощадно уничтожалась сталинским режимом и национальная интеллигенция. Последовательная политика русификации ставила своей целью искоренение национального самосознания украинцев.
Присоединение западно-украинских земель, бывших до первой мировой войны в составе Российской и Австро-Венгерской империй, а между войнами включенных в территорию Польши, Чехословакии и Румынии, дало новый толчок украинскому освободительному движению. Население этих территорий жило национальной идеей и готово было ради создания независимого украинского государства на любые испытания. Вот почему здесь вооруженное сопротивление и коричневым, и красным было наиболее продолжительным. Самая массовая организация - Организация Украинских Националистов (ОУН) - возглавила борьбу вначале против немецкого фашизма, а потом против коммунизма. Созданная ею Украинская Повстанческая Армия (УПА) два года воевала с немецкой и шесть лет - с Советской армией, продержавшись без всякой поддержки извне до начала 50-х годов.
Советская историография представляла воинов УПА как бандитов, грабивших и убивавших женщин, стариков и детей, устраивавших еврейские и польские погромы. Сейчас стало очевидно, что этот взгляд по крайней мере односторонен. Пересмотр прокуратурой Украины дел бывших бойцов УПА показал, что большинство их бандитами не были. Кроме того, стали известны факты массовых убийств мирного населения сотрудниками НКВД, переодетыми под бойцов УПА. Террор же против бойцов УПА был жестоким: сотни тысяч их пошли в лагеря со стандартным 25-летним сроком. Целые села в Западной Украине были высланы "за пособничество УПА" - более 2 млн. человек.
Несмотря на жестокие репрессии, национальное движение в 50-е - 60-е годы было локализовано именно на Западе Украины. Большинство раскрытых в 1958-1969 г.г. подпольных организаций действовали здесь, в них превалировала национальная идея и идеологически они примыкали к ОУН. Но были и организации, отрицающие вооруженную борьбу, предпочитающие ненасильственные методы, например, Украинский рабоче-крестьянский союз (1961) и другие. Фактически с появлением в 50-е годы идей ненасильственной борьбы с советским режимом и зародилось диссидентское движение, которое можно охарактеризовать как совокупность национального (наиболее массового и заметного), религиозных и гражданских движений. Первый период диссидентского движения, который можно весьма условно датировать 1954 - 1962 г.г., характеризуется наибольшим в послесталинский период размахом политических репрессий. По утверждению КГБ в течение 1954-1959 г.г. в Украине было ликвидировано 183 "националистических и антисоветских группировок", осуждено 1879 человек, из них 46 группировок (245 человек) в среде интеллигенции и молодежи.
В конце 50-х годов начался новый период в национально-освободительном движении, получивший название шестидесятничества. Основу его составляли молодые люди, разбуженные хрущевской оттепелью, - поэты, художники, музыканты, историки, публицисты. Основной пафос движения - борьба с русификацией, возрождение национальной культуры. Это движение распространилось на всю Украину, его центром был Киев. Шестидесятники вызвали сочувствие и у части украинской номенклатуры, возможно, поэтому до 1965 года оно не встречало сильного отпора, многие его участники делали успешную карьеру. Шестидесятники не ставили вопрос об отделении Украины от СССР, они надеялись на либерализацию режима и на решение национальной проблемы в составе СССР. После сворачивания "оттепели" часть шестидесятников стала сотрудничать с коммунистическим режимом, а часть стала на путь противостояния власти. Когда в 1963-1965 г.г. шестидесятников перестали публиковать в журналах и газетах, прекратили издания их книг, их произведения печатались в украиноязычных изданиях в Польше (газета "Наше слово", "Украинский календарь"), Чехословакии (журналы "Дукля", "Дружно вперед" и "Народный календарь") на Западе, начали распространяться в самиздате. Будучи сначала чисто литературным, преимущественно поэтическим, самиздат в 1963-1965 г.г. стремительно политизировался, появилась политическая публицистика, часто анонимная, а во второй половине 60-х годов преобладали открытая публицистика, статьи и письма протеста по поводу репрессий. Самиздат фактически стал инфраструктурой движения шестидесятников, средством консолидации нонконформистской интеллигенции.
Украинский самиздат в основном сосредоточен на национальной проблеме (в этом смысле он несколько уже, чем российский), рассматриваемой в политическом, историческом и культурном аспектах. По этой причине большая часть украинского самиздата осталась достоянием только украиноязычного читателя. В украинском самиздате было немного социально-экономической публицистики и философских работ. Тем не менее именно в самиздате распространились самые глубокие и сильные публицистические статьи, написанные в Украине. Наиболее известными авторами самиздата были Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Леонид Плющ, Валентин Мороз, Вячеслав Чорновил.
Движение шестидесятников не было монолитным. В самиздате можно найти зарождение всех направлений политической мысли современной Украины. В целом шестидесятников можно разделить на "культурников", тех, кто пришел в движение через литературу и искусство и не мог смириться с режимом, оказывая ему моральное сопротивление, и "политиков", тех, кто с самого начала ставил перед собою политические цели и задачи.
Один из самых популярных образцов самиздата середины 60-х годов - анонимный памфлет "По поводу процесса над Погружальским", написанный Евгением Сверстюком и Иваном Светличным, и посвященный страшному событию: пожару в Киевской центральной научной библиотеке 24 мая 1964 г., уничтожившему огромное количество драгоценных архивных документов и книг. В статье подвергалась сомнению официальная версия возникновения пожара и утверждалось, что это очередная акция унижения украинского народа. "Выморив голодом миллионы украинцев в 1933 г., - писали авторы, - задушив наименьшие попытки мыслить, из нас сделали покорных рабов... Не будем утешать себя вечной истиной о бессмертии народа - его жизнь зависит от нашей готовности постоять за себя".
Наиболее известной работой самиздата второй половины 60-х годов была книга Ивана Дзюбы "Интернационализм или русификация?", ставшая манифестом шестидесятников, получившая широкую известность, разошедшаяся по Украине тысячами копий, переведенная на несколько европейских языков и высоко оцененная самыми различными политическими силами вне СССР. Не отступая от позиций советской идеологии, Дзюба подверг убедительной критике официальные концепции по национальному вопросу, в частности, тезисы о неизменности политики партии в национальном вопросе и о равном положении украинцев и русских в Украине и идею будущего слияния наций при коммунизме. Самыми сильными местами книги были сюжеты, посвященные русификации и ее социально-психологическим деструктивным последствиям для украинского народа. Интересно, что книга была популярна и среди национально ориентированной части партийной номенклатуры. Известно, что первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест лично ознакомился с рукописью Дзюбы, приказал ее размножить и распространить среди высших партийных чиновников.
На Украине распространялся и российский самиздат. В этом большая заслуга Леонида Плюща, который размножал в Киеве привезенные им из Москвы рукописи. Плющ организовал перевод на русский язык лучших произведений украинского самиздата для передачи в Москву и за рубеж. Так стали известны "Интернационализм или русификация?" Ивана Дзюбы, "Горе от ума" Вячеслава Чорновила и другие книги. Кроме того, Плющ был украинским корреспондентом "Хроники текущих событий".
Идеологическое и административное давление на шестидесятников не давало результата, и власти перешли к репрессиям. Первая их волна прошла в августе-сентябре 1965 года. Было арестовано более 20 человек, в той или иной степени причастных к движению, из них 7 киевлян, из которых ведущей фигурой был Иван Светличный. Его через 8 месяцев освободили "за недостатком улик". Обаяние и масштаб личности Светличного были так велики, а протесты по поводу его ареста - настолько многочисленными, что власти не решились тогда его судить.
Возникает ощущение, что эта акция делалась по приказу из Москвы, но неохотно. И вплоть до конца 60-х годов отношение к шестидесятникам было по тогдашним меркам менее жестким, чем отношение к диссидентам в России. Это проявлялось, в частности, в том, что власти терпели ставшее традиционным возложение цветов к памятнику Шевченко 22 мая в разных городах Украины, ограничиваясь административными мерами и угрозами активным участникам. В Киеве в этот день обычно собиралось несколько сот человек, пели песни, читали стихи. В 1967 году власти попробовали было сорвать встречу, но наткнулись на упорное противостояние собравшихся и отступили. Прямым репрессиям в эти годы подвергались только те, кто чьи действия имели международный резонанс (Вячеслав Чорновил, его книга "Горе от ума" о репрессиях 1965 г. была опубликована на Западе, но уже в отношении Ивана Дзюбы власти ограничились административным давлением) и те, кто бескомпромиссно выступал против советского режима (члены Украинского национального фронта и других подпольных националистических организаций, несколько позже Валентин Мороз). Интересно, что эта относительная мягкость тогдашних лет в отношении национального движения не распространялась на участников правозащитного движения общедемократической направленности. Так, например, в 1969 году были арестованы и осуждены четверо харьковчан за то, что они подписали письмо в ООН Инициативной группы защиты прав человека в СССР, хотя из Москвы пришла рекомендация воздержаться от арестов.
Более серьезные репрессии последовали в 1969-1970 году (аресты и осуждение Валентина Мороза, Мыколы Горбаля, Анатолия Лупиноса). Причиной послужили общее ужесточение режима после чешских событий августа 1968 и то, что движение шестидесятников стало принимать организационные формы. В январе 1970 г. в самиздате появилось периодическое издание - анонимный информационный бюллетень "Украинский вестник" (его инициатором и главным редактором был Вячеслав Чорновил). В 1970 - 1972 г.г. вышли первые шесть выпусков (четыре из них были переправлены за границу), в 1973 - 1975 г.г. - седьмой, восьмой и девятый (подготовленные, правда, другими издателями). Издание "Вестника" было возобновлено в 1987 году и продолжалось до 1990 г.
Проообразом "Украинского вестника" была "Хроника текущих событий". Помимо упорядоченной и систематизированной информации о движении, репрессиях и положении политзаключенных (судя по разделу "Хроника", бюллетень имел корреспондентов в более, чем 10 областных центрах Украины) "Вестник" включал в себя произведения, распространяемые в самиздате - исследования по истории, данные о геноциде украинцев, литературоведческие работы, стихи, прозу. Интересно, что Светличный и другие шестидесятники возражали против выпуска периодического издания, справедливо полагая, что это ускорит репрессии.
В 1971 г. властями было решено покончить с самиздатом. 1972 год начался с многочисленных арестов активистов-шестидесятников, аресты сопровождались массовыми обысками и увольнениями с работы. Среди сознательных украинцев были уволены тысячи людей. Чистка коснулась не только научных и культурных учреждений, но и сельской интеллигенции и партийных и советских работников. Огромные масштабы приобрела тайная и явная слежка, перехват писем, прослушивание телефонных разговоров. Одновременно началась новая волна русификации. Так шло широко задуманное мероприятие по искоренению национального самосознания украинцев.
В дальнейшем Украина превратилась в полигон для опробования КГБ новых методов борьбы с инакомыслящими. Здесь были совершены странные, до сих пор оставшиеся загадкой, убийства (Алла Горская, Владимир Ивасюк, Николай Зварич), впервые были подложены наркотики при обысках. Здесь была начата практика фабрикации уголовных дел - за изнасилование, за хулиганство, за сопротивление власти, за хранение наркотиков и т.д. Именно на Украине репрессии были особенно жестокими. Ей принадлежит печальная пальма первенства во многом. Первый лагерный срок за участие в хельсинкском движении женщине (Ольге Гейко), первое применение 62 ст. УК к женщине пенсионного возраста - 75-летней Оксане Мешко, первое осуждение женщины за то, что она добивалась освобождения мужа-политзэка (Раиса Руденко). С Украины начались и повторные аресты - членов Украинской Хельсинкской Группы (УХГ). Здесь широко практиковались внесудебные репрессии.
УХГ была создана в 1976 году и просуществовала до 1981 года, после которого все члены УХГ были в заключении. Всякий, кто вступал в УХГ, подвергался аресту и осуждению по сфабрикованному уголовному обвинению или по 62 статье УК УССР. По подсчетам Васыля Овсиенко, из 41 члена УХГ 39 отбыли в тюрьмах. лагерях, ссылках и психушках в общей сложности 550 лет, четверо - Олекса Тихий, Юрий Литвин, Валерий Марченко и Васыль Стус - погибли в неволе, Михаил Мельник покончил с собой после изъятия его обширной работы по истории Украины в преддверии неминуемого ареста.
Третий период диссидентского движения - хельсинкский - означал превращение национального движения в правозащитное. Идея прав человека оказалась близкой украинской нонконформистской интеллигенции: для "культурников" она была органичной, "политики" использовали язык и форму правозащитной идеологии, понятные Западу, чтобы привлечь большее внимание и сочувствие к украинским национальным проблемам. УХГ все свое внимание сосредоточила на фиксации нарушений национальных прав. В отличие от других хельсинкских групп она не откликалась на религиозные преследования, на движение за социально-экономические права. И программный документ УХГ, и остальные ее 30 документов посвящены разным аспектам национальной проблемы.
В первой половине 80-х годов украинское национальное движение за редкими исключениями не выявляло себя и существовало преимущественно в форме подпольных организаций. Увеличилось количество анонимных антисоветских листовок. В этот период ужесточились психиатрические репрессии.
Следует отметить, что если на воле диссидентское движение после "генерального погрома" 1972 г. было малозаметным, то в лагерях происходили бурные события. Украинские политзаключенные активно боролись в заключении с властями. Постоянными стали совместные и индивидуальные петиции, заявления о защите своих прав. Были составлены даже хроники лагерного сопротивления. Эти тайно изготовленные зэками документы жены и другие родственники заключенных тайком вывозили из лагерей и переправляли за границу. Протесты, ставшие известными на Западе, облегчали положение заключенных. Одним из самых мощных средств борьбы были голодовки, часто становящиеся коллективными. С 1969 г. традиционными были голодовки 10 декабря (День прав человека), с 1972 г. - 5 сентября (в этот день в 1918 г. был подписан декрет о красном терроре, предусматривавший создание политических лагерей), с 1974 г. - 12 января (День украинского политзаключенного) и 30 октября (День советского политзаключенного).
Географически национальное движение было распространено по всей Украине (например, в 1972 г. на Западе и Востоке Украины было арестовано примерно одинаковое число человек), но в Западной Украине и в Киеве оно было гораздо более многочисленным. Можно утверждать, что в Западной Украине диссидентское движение принимало преимущественно форму национально-освободительного и религиозных движений, а в Восточной Украине национальное и религиозные движения сочетались с правозащитным. Правозащитное движение, не ставящее во главу угла национальную проблему, было более заметно в больших городах востока и юга Украины - Харькове, Одессе, Черновцах, Луганске, Запорожье, Донецке, и оно очень схоже с правозащитным движением в России. В то же время во второй половине 70-х годов стала проявляться тенденция смыкания правозащитников-неукраинцев с национальным движением на его платформе. Особенно это проявлялось в лагерях.
Между украинскими шестидесятниками-"культурниками" и российскими правозащитниками вообще много общего. И то, и дpугое движение были интеллигентскими и очень близкими по духу, социальному составу участников, аpгументации тpебований и способам самовыpажения, они были связаны еще с конца 50-х годов. Знакомство продолжалось в моpдовских лагеpях, где сидели вместе укpаинцы, аpестованные в 1965 году, Синявский и Даниэль, позже Гинзбуpг и Галансков. Путь с Укpаины в Моpдовию лежал чеpез Москву, и pодственники укpаинских политзаключенных останавливались у родственников и близких московских правозащитников, передавали через них информацию в "Хронику текущих событий" и за рубеж. Шестидесятники включились в кампанию защиты А.Гинзбурга и Ю.Галанскова в 1968 г., представители других республик в этом участия не принимали. УХГ была также тесно связана с Московской Хельсинкской Группой, создана по ее примеру, использовала ее опыт, имела в ней своего представителя - генерала П.Г.Григоренко. Украинские политзаключенные были участниками коллективных обращений, в которых отражались общедемократические требования, многие участвовали в различных коллективных лагерных акциях.
Что касается религиозных движений, то особенностью Украины является наличие греко-католической церкви (преимущественно на Западе) и автокефальной православной церкви (преимущественно на Востоке Украины). Верующие, принадлежащие к этим конфессиям, жестоко преследовались. Существование этих церквей на Украине власти не признавали вообще. Преследования верующих остальных конфессий были такими же, как в других регионах СССР.
В 1987-1988 г.г. украинские диссиденты вернулись из лагерей и ссылок и начали активно заниматься политической деятельностью. Практически во всех политических партиях национально-демократической направленности бывшие диссиденты задавали тон, были лидерами этих партий. В 1987-1988 году диссидентское движение фактически закончилось, начался новый этап национально-освободительного движения, характеризующийся значительно большей вовлеченностью широких слоев населения и открытостью политического противостояния, закончившегося созданием независимого украинского государства.
Поділитися
Вас може зацікавити
Спогади
Диссидентское движение в СССР и Украине в 1960–80-е годы (ВИДЕО). ХПГ-інформ
Інтерв’ю
Александр ДАНИЭЛЬ: «Без диссидентов политика стала мелкой, как лужа». Глеб Морев
Події
Сорок років від дня «Генерального погрому». Борис Захаров
Події
Штази и КГБ: практика террора против инакомыслящих. Евгений Захаров