Персоналии / Украинское национальное движение
01.10.2011   Овсиенко В.В.

Смогитель Вадим Владимирович

Эта статья была переведена с помощью искусственного интеллекта. Обратите внимание, что перевод может быть не совсем точным. Оригинальная статья

Композитор, музыкант, участник украинского правозащитного движения. Политзаключённый (1978-81).

СМОГИТЕЛЬ ВАДИМ ВЛАДИМИРОВИЧ (род. 1.04.1939, г. Одесса)
Композитор, музыкант, участник украинского правозащитного движения. Политзаключённый (1978-81).
Мать (1916–1990) из с. Матусов Черкасской обл., отец (1911–1975) из с. Трительники Хмельницкой обл., поженились в Одессе. Отец попал в румынский плен, а мать с сыном вынуждена была во время войны перебраться в г. Жмеринка, что на Винничине, к родителям отца. Там прошло его детство. Отец вернулся из плена и всё ждал ареста. Мать говорила о большевистской власти: «С тех пор, как существует земля, большего рабства, чем коммунизм, на земле не было». В семье царила естественная украинская атмосфера. Вадим с детства знал почти весь «Кобзарь» наизусть. Но его манила музыка, которую в Жмеринке можно было услышать разве что по радио. Мать за пуховый платок купила ему на базаре аккордеон, на котором он научился играть самостоятельно.
В 1945–1955 гг. Вадим учился в школе. Хорошо знал математику, но поступил в Киевское музыкальное училище им. Рейнгольда Глиэра, которое окончил в 1959 г. Тогда же поступил в Киевскую консерваторию. На 4 курсе через музыку пришёл к национальному самосознанию: чтобы народ имел полноценное музыкальное образование, нужно национальное государство. И начал строить государство с себя: прежде всего вернулся к родному языку. Имел по этому поводу разговор с кагэбистом, который предостерегал его от национализма. На что С. ответил: «Я казацкого рода, поэтому не испытываю перед вами большого страха. Тем более, что я не делаю ничего антигосударственного. Буду разговаривать на украинском языке и буду писать украинскую музыку».
Руководил эстрадным коллективом в ресторане «Полтава». Речь шла о назначении его руководителем Украинского камерного эстрадного оркестра. Но вмешались кагэбисты. С. пошёл в Украинское хоровое общество допытываться, кто же у нас руководит искусством: КГБ или творческие организации? Результат: С. стал безработным.
До тех пор песни С. записывались на радио. Написал музыку к кинофильму о Нине Матвиенко «Русалкина неделя», где звучит песня в его обработке «Красная калинушка». Впоследствии пластинка с этой песней вышла без его имени. Так же и песня «Род мой прекрасный».
В 1963 г. вместе с художницей Аллой ГОРСКОЙ и поэтом В. СИМОНЕНКО С. устраивал поход популярного среди студентов хора «Жайворонок» Киевского университета по сёлам в Канев. Ему организовали «неуспеваемость» и исключили из консерватории. Чтобы избежать дальнейших преследований, уехал на Волынь, полтора года руководил хором в одном колхозе. Затем вернулся в Киев, преподавал музыку в школах. Но нигде надолго не задерживался: его увольняли за общение с диссидентами, за то, что ведёт себя как украинец.
Женился на учительнице Галине Рипе (1937-1985), в 1969 г. родился сын Владимир.
Бесчисленное множество раз С. вызывали на допросы об И. СВИТЛЫЧНОМ и других арестованных шестидесятниках, требовали показаний против них. И «покаянная» статья была напечатана в газете «Путь коммунизма», но ни слова о влиянии И. СВИТЛЫЧНОГО или других диссидентов на С. там не было. С. отказался это делать. Так же он отказался выступить с подобными обвинениями на кого-либо и по телевидению. Террор усилился: на работу нигде не принимают, нигде нельзя заработать ни копейки. Так продолжалось годами. Это вызывало напряжение в семье.
Поскольку не было фактов, за которые можно было бы арестовать С. по политическим мотивам, ему устраивали провокации, чтобы организовать уголовное дело. С. понимал это и избегал опасных ситуаций.
В конце концов в августе 1977 г. С. подал заявление в Президиум ВС СССР с просьбой разрешить выехать в Канаду для завершения музыкального образования. В нём написал примерно так: «Я не военный, государственных тайн не знаю. Я музыкант и хочу заниматься музыкой. У вас прекрасная страна, но выпустите меня из неё». Отвёз это заявление в Москву и передал в кремлёвскую приёмную. Результат не заставил себя ждать.
Вечером 13.12.1977 на улице Франко, где жил С., ему под ноги упал человек, вскочил и закричал: «За что ты меня ударил?» Тут наготове стояла милицейская машина, нашлось 8 свидетелей (только один гражданский). С. сбили с ног, схватили за руки и ноги, бросили в машину и повезли на судебно-медицинскую экспертизу. Алкоголя в его крови не оказалось. Тогда среди ночи повезли его на другую экспертизу. С. требовал, чтобы анализ крови сделали в его присутствии, но его грубо вытолкали и отвезли в камеру предварительного заключения. На третьи сутки обвинили в хулиганстве и бросили в Лукьяновский следственный изолятор. В камере заказные уголовные заключённые предлагали С. наркотики, пытались избить, но С. мужественно защищался.
Не считая себя виновным, С. объявил голодовку, которую держал 29 суток (по другому источнику – 53 суток, до самого суда). Его кормили принудительно через шланг. Отказался от услуг адвоката, который подошёл к нему перед началом суда 3.02.1978. Несмотря на то, что «потерпевший» Щербань и «свидетели» давали противоречивые показания, Советский народный суд г. Киева осудил его по ст. 206 ч. 2 УК УССР («хулиганство, с нанесением легких телесных повреждений, без расстройства здоровья») на 3 года заключения в лагерях общего режима. На суде присутствовали только мать и дядя С., друзей и знакомых грубо вытолкали из зала.
10.02 того же года Надежда СВИТЛЫЧНА и Мыкола ГОРБАЛЬ направили письмо премьер-министру Канады Пьеру Трюдо в защиту С. 22.03.1978 Верховный суд УССР под председательством заместителя председателя Цупренко П.Г. рассмотрел кассационную жалобу С. и оставил приговор без изменений, приписав от себя, что С. нанёс потерпевшему два удара.
Отбывал наказание С. в ИТК общего режима ЮЗ-17/7 в с. Старая Збурьевка Голопристанского р-на Херсонской обл. Это была зона беззакония. Приходилось физически защищаться. С ним десятки раз разговаривали офицеры, чтобы он признал себя виновным, обещали условно-досрочное освобождение (УДО), но С. стоял на своём: «Я его не бил». Привозили самолётом жену, чтобы уговаривала его признать вину.
Записывали его в строительную бригаду, где надо было носить грузы. Пытались «раскрутить» на новое дело, устроив драку, организовывали всевозможные провокации. Перебрасывали из одного отряда в другой, «теряли» счёт, не начисляли плату за работу – и он не мог покупать дополнительные продукты питания. Тогда С. забастовал. Последствие: 10 суток холодного карцера. Спать там было невозможно. Выдержал, постоянно двигаясь. Когда вышел из карцера, заключённые встретили его как победителя: простелили под ноги белый рушник. Начальник повёл к продуктовому ларьку, потому что «нашёлся» его счёт.
Имел в зоне кровоизлияние в мозг. Спасался физкультурой.
Перед освобождением С. спрятал в каблуке ботинка выписки из дела и 13.12.1980 вынес их на волю. Имел 6 мес. административного надзора.
Снова начались поиски заработка. Шантаж длился 9 лет. В конце концов, С. показал майору Чипаку на топор: «Я отсидел три года. Что вы ещё от меня хотите? Я хочу писать песни. А если снова придёте арестовывать меня за песни, то я сколько смогу вас убью».
Мать говорила: «Ты вышел из неволи в сто раз злее. Уезжай за границу, потому что здесь тебе жизни не будет». Это удалось только 7.01.1990 г. В Канаде ему помог бывший политзаключённый Иосиф ТЕРЕЛЯ. Разочаровавшись в тамошней украинской интеллигенции, перебрался в США. Писал музыку, но обнародовать её удавалось лишь изредка. За 15 лет убедился, что жить украинскому творцу вне Украины бессмысленно, и в 2005 г. вернулся домой. В Жмеринке отремонтировал дом, где живёт и поныне. Сохраняет гражданство США.
Сын Владимир окончил университет в США, но принял украинское гражданство.
Уголовное дело С. №11-866 после истечения срока хранения (15 лет) уничтожено, поэтому судебные органы отказываются пересматривать его. Но С. сохранил копии некоторых документов и добивается пересмотра дела и реабилитации.


Библиография:
Черновол В. Сочинения: В 10-ти т. – Т. 3. («Украинский вестник», 1970-72) / Сост. Валентина Черновол. Предисл. М. Косив. – К.: Смолоскип, 2006, – С. 563-564. (Украинский вестник», ч. 4, январь 1971).
Вестник репрессий в Украине. Зарубежное Представительство Украинской Хельсинкской группы. Редактор-составитель Надежда Свитлычна. Нью-Йорк. – 1981, вып. 2-258, 3-98, 5-70; 1982, вып. 2-34.
Украинская Общественная Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений: Документы и материалы. В 4 томах. Харьковская правозащитная группа. – Харьков: Фолио, 2001. Т. 3. Документы и материалы. Август 1977 – 10 декабря 1978. Составитель В.В. Овсиенко. – С. 90-91, 117, 211 (Информбюллетени УОГ № 1, 2, 4).
Интервью ХПГ 11.11.2008 г.
Движение сопротивления в Украине: 1960–1990. Энциклопедический справочник / Предисл. Осипа Зинкевича, Олеся Обертаса. – К.: Смолоскип, 2010. – С. 605.
СМОГИТЕЛЬ ВАДИМ ВЛАДИМИРОВИЧ


поделится информацией


Похожие статьи

Украинское национальное движение. Драбата Валентина Павловна

Украинское национальное движение. Коцур (Коцурова) Анна

Украинское национальное движение. Косовский Владимир Иванович

Украинское национальное движение. Адаменко Николай Петрович

Украинское национальное движение. Братко-Кутынский Алексей Андреевич

Украинское национальное движение. Самойленко Николай Емельянович

Украинское национальное движение. Боцян Иван Семёнович

Украинское национальное движение. Возна (Кушнир) Галина Петровна