Персоналии / Украинское национальное движение
14.03.2009   Овсиенко В.В.

ЗАВОЙСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Эта статья была переведена с помощью искусственного интеллекта. Обратите внимание, что перевод может быть не совсем точным. Оригинальная статья

Геолог, член Клуба творческой молодёжи, координатор хора «Жаворонок». Изготавливал и распространял самиздат. Доктор физико-математических наук.

ЗАВОЙСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (род. 3.03.1932, г. Киев — 18.10.2006, г. Киев).

Геофизик, член Клуба творческой молодёжи, координатор хора «Жаворонок». Изготавливал и распространял самиздат. Доктор физико-математических наук.

Родители из с. Дзвонковое Васильковского р-на на Киевщине. Мать не имела образования, а отец окончил Киевский институт народного образования, погиб в начале войны 1941 г.

Окончив в 1952 г. школу, З. поступил на геологический факультет Киевского госуниверситета им. Т. Шевченко. Общался с Петром Бойко, диктором радио, который убеждал его, что украинское дело ещё не совсем пропащее. В чём З. сомневался. Окончил университет в 1957 г. Два года отработал в Киевском геологическом тресте на Полесье.

Вернувшись в 1959 г. в Киев, начал посещать вечера, которые организовывал Клуб творческой молодёжи. Запомнился вечер Леси Украинки в парке при свете зажжённых газет. Слушал лекции Михаила Брайчевского по истории. В КТМ познакомился с Борисом Рябоклячем, Вадимом Смогителем — организаторами самодеятельного хора «Жаворонок» (осень 1961) при Киевской консерватории. Основу его составляли студенты и рабочие, которые видели своё предназначение в популяризации украинской песни. Это был странствующий хор, готовый выступать где угодно и при любых обстоятельствах. Хор совершил несколько путешествий: в Трахтемиров, Пилявцы, Канев, Черкассы. Поскольку З. любил украинские песни, он стал ходить на репетиции и концерты.

Познакомился с художественным руководителем хора Ионычем, этнографом Эрастом Биняшевским, Надеждой СВЕТЛИЧНОЙ, подружился с Александром Мартыненко. Когда из-за конфликта между Рябоклячем и Ионычем возникла угроза раскола хора, З. вместе с Мартыненко принялись его спасать. Ездили к хористам по студенческим и рабочим общежитиям, агитировали в хор новых людей. Они рассматривали хор как инструмент, как среду пробуждения национального самосознания и распространения литературы самиздата. Когда Ионыч ушёл из хора, некоторое время им руководил Вадим Смогитель, но когда и его начали притеснять в консерватории, он отошёл. Тогда З. обратился к Игорю Полюху, руководителю хора Института иностранных языков, чтобы он взялся и за «Жаворонок», а на концертмейстера пригласил студентку первого курса фортепианного факультета консерватории Олю Лифоренко. Это были талантливые и высокой культуры люди.

В этой среде распространялась литература самиздата, прежде всего машинописные и в фотокопиях стихи молодых поэтов Ивана ДРАЧА, Бориса Мамайсура, Мыколы ХОЛОДНОГО, Василия СИМОНЕНКО. Хористы ходили на диспуты по национальным вопросам, которые проходили в университете. Конечно, везде была агентура КГБ. Начались притеснения. Дом учёных на Владимирской, 42, перестал предоставлять хору помещение для репетиций. Отказывали и другие учреждения. В конце концов хор был вынужден собираться на склонах Днепра. Он всё реже выходил на люди, всё меньше собиралось людей, и в 1965 г. он фактически распался. З. тоже оставил эти хлопоты, потому что, кроме того, должен был готовить и защищать диссертацию. Остатки «Жаворонка» перешли в хор «Веснянка» при Киевском университете, которым руководил Владимир Нероденко.

З. имел широкие знакомства в кругу шестидесятников, бывал в мастерской Аллы ГОРСКОЙ, в квартире Ивана СВЕТЛИЧНОГО, слушал его лекции по эстетике. Знаком был с Василием СТУСОМ, Вячеславом ЧОРНОВОЛОМ, Иваном РУСИНОМ.

Во время празднования 150-летия со дня рождения Т. Шевченко в марте 1964 г. З. оказался свидетелем уничтожения по приказу акад. И. Т. Швеца, ректора Киевского госуниверситета им. Т. Шевченко, витража в вестибюле университета (авторы Алла ГОРСКАЯ, Панас ЗАЛИВАХА, Людмила Семыкина, Галина Севрук, Галина Зубченко), видел, как грубо ругался секретарь ЦК КПУ акад. А. Д. Скаба.

У З. был фотоаппарат и увеличитель. Через А. Мартыненко, который некоторое время жил у него, познакомился с Евгением ПРОНЮКОМ, получал от него самиздатовские машинописи и книги зарубежных изданий, перефотографировал и размножал их. Поток был такой, что кое-чего не успевал сам прочитать: вечером получал текст, а утром отдавал отпечатки. В частности, была книга «На багряном коне революции» с данными о репрессиях против украинской интеллигенции. Е. ПРОНЮК и А. Мартыненко очень интенсивно распространяли литературу самиздата. Этот поток приостановился с началом арестов в августе 1965 г.

4.09.1965 г. З. был на просмотре фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина» и, конечно же, встал вместе с теми, кто протестовал против арестов украинской интеллигенции.

В квартире З. было два обыска, но самиздата у него не нашли — он вовремя всё прятал. Изъяли только книгу Софии Русовой зарубежного издания и стихи В. СИМОНЕНКО. Его допрашивали по делам А. Мартыненко, И. СВЕТЛИЧНОГО, Николая Грыня (с последним работал в Институте геофизики). З. не дал показаний ни во время следствия, ни на суде над М. Грынем. В марте 1966 г. М. Грынь, у которого изъяли много самиздата, был осуждён на 3 года, но ввиду раскаяния Верховный суд заменил наказание на условное. По этому поводу в Институте геофизики состоялось собрание, которое должно было осудить М. Грыня и З. Перед собранием кагэбэшники устроили «разнос» в кабинете директора, констатировав: «У Завойского есть полный состав преступления». У руководителя диссертации Крутиховской Зинаиды Александровны спросили: «Как Вы относитесь к тому, что он говорит на украинском?». Она ответила: «А мне даже нравится, что он говорит по-украински». На собрании М. Грынь пытался оправдываться, а З. выдавил лишь одну фразу: «Я не националист». Выступил известный теоретик русификации академик И. К. Белодед: «Вот, видите, нашлись защитники украинского языка! Нашлись! Да они же и сами двух слов связать не могут по-украински, а ещё болтают...» Запала тишина. Тогда отозвался инженер и писатель Юрий Хорунжий: «А чего, вы зря так говорите. Завойский очень хорошо говорит на украинском языке!»

После этого З. сосредоточился на научной работе, защитил кандидатскую диссертацию «Происхождение остаточной намагниченности пород железисто-кремнистой формации». Этому поспособствовали З. А. Крутиховская и директор Института геофизики Субботин Серафим Иванович. В 1999 г. защитил докторскую диссертацию «Магнитная анизотропия пород и использование её для решения структурных задач».

Хотя З. после 1965 г. не проявлял какой-либо активности, но слежка за ним продолжалась вплоть до «перестройки». Так, когда начались аресты членов Украинской Хельсинкской Группы, З. вызвали в первый отдел института, дали осмотреть снимки людей, которых якобы подозревают в убийстве. На самом деле так у него взяли отпечатки пальцев.

В 60–80-х гг. З. предоставлял приют у себя дома молодым поэтам Виктору Кордуну, Борису Мамайсуру и другим.

Во времена перестройки создал в Институте геофизики ячейку НРУ. Сохранил и передал Музею шестидесятничества много самиздата.

Библиография:

1.

Завойский, Владимир Николаевич. Институт геофизики им. С.И.Субботина НАН Украины. Магнитная анизотропия пород и использование её для решения структурных задач. Автореф. дис. д-ра физ.-мат. наук: 04.00.22 / — К., 1999. — 34 с. — укр.;

Архив ХПГ: Интервью 27 мая 1999 года.

2.

Бажан О.Г.. Оппозиционное движение в Украине (вторая половина 50-х – 80-е гг. ХХ в.) Дис. канд. ист. наук: 07.00.01 / НАН Украины. — К., 1996. — 193 с.

Бажан Олег. Культурно-просветительское движение как одна из форм сопротивления политике русификации Украины в 60–80-х гг. Zapysky № 3, с. 123-127 (http://www.library.ukma.kiev.ua/N2/NZV3_1998_histori/16_bazan_o.pdt)

Василий Овсиенко, Харьковская правозащитная группа, 14.03.2009 г. Исправления вдовы Иващенко Ирины Николаевны 1.11.2010.

Снимок 2002 года.

ЗАВОЙСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

поделится информацией


Похожие статьи

Украинское национальное движение. Драбата Валентина Павловна

Украинское национальное движение. Коцур (Коцурова) Анна

Украинское национальное движение. Косовский Владимир Иванович

Украинское национальное движение. Адаменко Николай Петрович

Украинское национальное движение. Братко-Кутынский Алексей Андреевич

Украинское национальное движение. Самойленко Николай Емельянович

Украинское национальное движение. Боцян Иван Семёнович

Украинское национальное движение. Возна (Кушнир) Галина Петровна