САРМА-СОКОЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (род. 19.05.1910, с. Хорошее Павлоградского уезда Екатеринославской губернии (теперь Петропавловский р-н Днепропетровской обл.) — ум. 9.08.2001, г. Новомосковск Днепропетровской обл.).
Художник, кобзарь, поэт, священник УАПЦ, участник подполья ОУН, политзаключённый.
Отец, Александр Алексеевич Соколовский, — потомок казаков, учитель церковно-приходской школы, в 1918 г. рукоположён в священники УАПЦ, получил приход в с. Привольное Солонянского уезда. В 1923 г. без следствия и суда расстрелян чекистами за то, что похоронил погибших повстанцев отряда Трифона Гладченко.
Николай Соколовский учился в сельской школе. В 1925 г. поступил в Миргородскую художественно-керамическую школу им. Гоголя. Его учителем рисования был художник Фотий Красицкий — внучатый племянник Т. Шевченко. В Миргороде С. перенял игру на бандуре от кобзаря Ивана Яроша. Кобзарил с ним. В июне 1926 года переехал в Днепропетровск, поступил на двухгодичные курсы при художественно-промышленном училище, играл в составе капеллы бандуристов клуба железнодорожников, которая ездила с концертами по сёлам.
Арестован в августе 1929 г. по сфабрикованному ГПУ обвинению в причастности к Союзу украинской молодёжи (СУМ): якобы он с группой бандуристов вёл «шовинистическую пропаганду». Пытали его следователи Друян и Кес. В КПЗ сидел с обвиняемыми по «делу СВУ», в частности, с братом академика Ефремова Михаилом, его сыном Костей. В начале 1930 года осуждён на 5 лет заключения. Прибыл этапом в порт Кемь, на берегу Белого моря, должен был отбывать наказание на Соловках, но поскольку Соловки были переполнены, этап вернули на ст. Парандово — строить Парандовский тракт. С двумя другими заключёнными С. бежал в направлении Финляндии. Через неделю на спящих беглецов случайно наткнулись пограничники, одного убили, двоих вернули в лагерь. От расстрела С. спас начальник лагеря В. Корнилов, которому С. незадолго до побега нарисовал портрет сына.
Отбывал наказание в Карелии (УСЛОН, УСЛАГ, БЕЛБАЛТЛАГ). В 1934 г. освобождён. Поехал на Донбасс, в Краматорск, где работал его брат Леонид и куда уже перебралась мать с младшими детьми. Там призван на военную службу. Учитывая судимость — в батальон тылового ополчения. Весной 1935 г. батальон перебрасывали из Днепропетровска на Дальний Восток. Эшелон из-за наводнения надолго остановили в Нижнем Новгороде, ополченцев гоняли на строительство моста через Оку. С. сбежал оттуда, вернулся в Днепропетровск.
Подделав военные документы и получив паспорт, С., по рекомендации художника Фёдора Красицкого, поступил сразу на II курс Киевского художественного института. Окончив учёбу в 1938 г., работал художником в доме культуры в Симферополе. В 1939 г. женился на выпускнице Киевского художественного института Дине Шматько. В 1939 г. родилась дочь Оксана. С 1940 г. работал в Полтавском Доме народного творчества. Как начинающий поэт дебютировал в газете «Комсомолец Полтавщины», хотя комсомольцем не был, познакомился с художницей Катериной Билокур.
В июне 1941 г. С. был на военной переподготовке в звании офицера интендантской службы. Во время эвакуации эшелон, в котором ехала часть, ночью был разбомблен. С. сбежал оттуда, прибился в Полтаву, уже оккупированную немцами. Зарабатывал живописью. В декабре 1941 года в Киеве торжественно принёс присягу члена ОУН, стал проводником ОУН(м) на Полтавщине. В 1942 г. учился на полугодичных пастырских курсах УАПЦ. Епископ Мстислав (Скрыпник) рукоположил его в диаконы, епископ Сильвестр — в священники, причём в Покровском храме, построенном Петром Калнышевским, где С. реставрировал иконы. В 1942 г. гестапо арестовало в Полтаве 12 оуновцев, в т.ч. жену С. Дину Шматько-Соколовскую, и они были расстреляны. Чтобы у трёхлетнего ребёнка была мать, женился на Варваре Климко, которая родила двух дочерей — Лесю и Евгению. Из Полтавы вынужден был переехать в с. Репницы на Подолье, где получил приход, а впоследствии — на Буковину, в с. Раранча.
В декабре 1944 г. С. арестован НКВД. 19.02.1945 г. бежал с этапа, хотя был ранен в руку, вернулся на Буковину, скрывался. В мае во время облавы схвачен в схроне. 16.05 снова удалось бежать с этапа. В г. Коломыя присоединился к подполью ОУН, где активно действовал два года под псевдонимом «Боднар». Собирал оружие, менял деньги, рисовал карикатуры на советских руководителей под псевдонимом «Мыкола Бида». В мае 1948 года наткнулся на засаду. Связанного С. отвезли в Станиславское МГБ, его допрашивал и пытал следователь старший лейтенант с академическим чекистским образованием Долгих. Трибунал Прикарпатского военного округа приговорил С. к смертной казни. В камере смертников сидел 15 суток. Расстрел заменили на 25 лет лагерей. Осуждены были на 25 лет и его жена Варвара, братья Леонид и Анатолий, шурин Иван — только за то, что были родственниками С. Дети остались на руках бабушки — матери С.
Наказание отбывал в Инте, Абези. На его деле была красная полоса — «Весьма опасный, склонен к побегам, использовать только на общих работах». Несмотря на запреты, С. и в неволе писал стихи. Тайно смастерил бандуру (а впоследствии ещё несколько), учил сокамерников игре, сначала тайно, а после смерти Сталина уже несколько свободнее. Создал ансамбль бандуристов ГУЛАГа г. Инта. В Инте же был в близких отношениях с переводчиками Григорием КОЧУРОМ, Дмитрием Паламарчуком, Николаем Василенко.
Освобождён в сентябре 1961 г. Работал на заводе в Ворошиловграде. Вёл кружок бандуристов при пединституте. Его стихи публиковались в областных газетах, в «Литературной Украине», в журналах «Ранок», «Жовтень», «Днипро». Но снова началась травля в прессе как националиста, ему запретили вести кружок бандуристов, уволили с завода.
В 1974 г. С. обменял луганскую квартиру на Новомосковск Днепропетровской обл., там вышел на пенсию. Общался с кругом диссидентов Днепропетровщины: Сергей ЗАВГОРОДНИЙ, Александр Кузьменко, Владимир СИРЕНКО, Иван СОКУЛЬСКИЙ, Фёдор Клименко, Любовь Голота, Николай БЕРЕСЛАВСКИЙ и др.
В 1980 г. в издательстве «Советский писатель» под псевдонимом Сарма ему удалось издать сборник стихов «На солнцепёке лета». Это вызвало ярость кагэбистов. Вновь начались вызовы в КГБ, допросы, грязные публикации в прессе.
В 1984 г. майоры КГБ Анатолий Васильевич Головко и Юрий Тарабан, выразив удивление, что в 1948 г. С. не расстреляли, после длительных, изнурительных допросов и угроз пересмотреть «по желанию народа» дело старого и немощного С. и послать досиживать неотбытый срок, сфабриковали (на русском языке) от имени С. заявление, которое перед подписанием заставили прочитать вслух. Редактор областного радио тайно записал его на магнитофонную ленту. Ошарашенный такой подлостью, С. подписал заявление. Его в вольном переводе опубликовала газета «Заря». В нём с негативными характеристиками были упомянуты ближайшие друзья С. Разумеется, они отвернулись от С.
С обретением независимости С. стал настоятелем небольшой церквушки УАПЦ, пользовался любовью и уважением добрых людей. Создал районную и областную ячейки ОУН на Сичеславщине. В июне 1994 г. открыл молитвой 13-й Великий сбор ОУН(м), его избрали почётным членом Сената ОУН(м). Членами ОУН являются его жена Варвара, дочери Оксана и Евгения, внучка Мирослава и внук Олесь Соколовский, который возглавляет ОУН на Луганщине.
Автор «Песни кобзаря» (1989), «Об очищении» (1990), «Думы о гетмане Иване Мазепе» (1992) и других.
Похоронен в Новомосковске на Днепропетровщине.
Библиография:<
1.
На солнцепёке лета. — Киев, 1980.
«Меня мучит моё прошлое». — газ. «Заря» (Днепропетровск), 1984. — 18 июля.
Анафема: Поэма-дума. — Дрогобыч, 1993. — 28 с.
Корни памяти: стихотворения. Ред. М. Мирошниченко. — К.: Изд-во им. О. Телиги, 1997. — 280 с.: ил.
Стихи. // Зона, №. 9. — 1995. — С. 124; №. 11. — 1996. — С. 113-118; №. 12. — 1997. — С. 14-15; №. 13. — 1998. — С. 94-95.
Моя причастность к ОУН. Киев — Торонто, 2000. — 224 с.; Ruthenos http://ruthenos.org.ua
Вынужденная просьба. Вынужденное письмо // Зона, № 22, 2007. — С. 73–82.
2.Возмездие — газ. «Прикарпатская правда», 1980. — 1 июля.
Под маской художника — ж. «Жовтень», № 6, 1984.
Четырёхликий предатель — газ. «Заря», 1984 — 14 июля.
Пристайко В., Шаповал Ю. Дело «Союза освобождения Украины». Неизвестные документы и факты. — К., ИНТЕЛ, 1995, — С. 142-143.
Мирошниченко Николай. При свете страстного фонаря // Николай Сарма-Соколовский. Корни памяти. — К.: Изд-во им. О. Телиги, 1997. — С. 5–12.
Сарма-Соколовский. Материал из Википедии http://uk.wikipedia.org
Богдан Жеплинский. Кобзарскими тропами http://www.ukrcenter.com
Н.Сарма-Соколовский. Ruthenos http://ruthenos.org.ua
Василий Овсиенко, Харьковская правозащитная группа. 29 апреля 2008 года.

На снимках: Николай Соколовский (литературный псевдоним Сарма) в юности и в заключении в Мордовии в 1959 г.