Персоналии / Украинское национальное движение
13.07.2007   Овсиенко В. В.

ЗДОРОВЫЙ АНАТОЛИЙ КУЗЬМИЧ

Эта статья была переведена с помощью искусственного интеллекта. Обратите внимание, что перевод может быть не совсем точным. Оригинальная статья

Учёный. Выступил против русификации. Общественный и политический деятель.

ЗДОРОВЫЙ АНАТОЛИЙ КУЗЬМИЧ (род. 1.01.1938, с. Цаповка (ныне в составе пгт Вапнярка) Томашпольского р-на Винницкой обл.)
Учёный. Выступил против русификации. Общественный и политический деятель.

Отец, Здоровый Кузьма Савельевич, 1910 г. р., с Харьковщины, из казацкого рода, военный. Мать, Евдокия Савельевна Швец, 1910–1990, с Винниччины. Оба из «раскулаченных» и разорённых семей. Двоюродный дед Анатолия был в войске Махно, был приговорён к смертной казни, заменённой на 25 лет, отсидел 18 лет.

Во время войны семья пыталась эвакуироваться, но попала в окружение в с. Марьяновка Тишковского р-на Кировоградской обл., где и осела. Там Анатолий начал учиться в школе. Когда отец в 1946 году вернулся с японской войны, семья поселилась в с. Шляхова на Харьковщине.

Окончил школу в 1955 году, поступил на физико-математический факультет Харьковского государственного университета, ядерное отделение. Был активистом-комсомольцем, заместителем начальника, а потом и. о. начальника студенческого строительного отряда на строительстве нового корпуса университета. В 1957 году в составе стройотряда ездил на целину в Казахстан, работал комбайнером. В 1959 году был заместителем командира харьковского стройотряда. Имеет медали «За освоение целинных земель» и «За отвагу» (за спасение людей из загоревшегося автобуса).

Учёба давалась легко, поэтому Здоровый много времени тратил на общественные дела. Окончил вечернюю музыкальную школу по классу скрипки. Посещал отдельные курсы на филологическом и юридическом факультетах. В 1959 году, на пятом курсе, его порекомендовали в партию, но он не вступил, потому что уже тогда его беспокоило наступление русификации на общеобразовательную и высшую школы.

Осенью 1960 года, после окончания учёбы, Здорового направили в лабораторию магнитогидродинамики на Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ), которая исследовала физические процессы в специфических условиях (космических, при высоких температурах, в гравитационных, высокочастотных полях).

Здоровый на каникулах, а потом в отпусках ездил в этнографические экспедиции, организовывал возложение цветов к памятнику Т. Шевченко, участвовал в издании в институте стенгазеты, которой придавал украинскую направленность, постоянно слушал радио «Свобода». Впервые Здорового вызвали в КГБ в качестве свидетеля в 1959 году по делу Анатолия Простакова и Василия Мишутина, осуждённых за «антисоветскую агитацию и пропаганду».

В 1964 г. Здоровый «по разнарядке» стал депутатом районного совета. К нему обратились с жалобами родители школьников на то, что украинские школы начали массово переводить на русский язык преподавания. Здоровый собрал подписи двухсот родителей, поднял этот вопрос на местном уровне, ездил по этому делу в Киев и Москву. На родительские собрания стали приходить переодетые «родители», которые советовали «правильно понять линию партии», «не возбуждать народ», «быть благоразумными». Вскоре количество протестующих родителей упало до полутора десятков. Тогда Здоровый под вечер 29.06.1965 написал большими буквами на заборе строящегося Дома проектов на проспекте Ленина, напротив гостиницы «Интурист», лозунг: «Украинцы! Цените родной язык! Долой гнусные теорийки „естественной ассимиляции“! Да здравствует Украина!». На последнюю букву и восклицательный знак не хватило краски. Он пошёл домой, взял новую банку, дописал как следует. Уже светало. За спиной проходили редкие прохожие, которых отгоняли милиционеры. Смельчак спокойно сложил краску, кисть в сумку и пошёл домой. За ним двинулся наряд милиции. Тут подъехало авто, кто-то закричал: «Задержать!». Затопали шаги. Здоровый тоже побежал, но его схватили, привезли в Дзержинский РОВД. Утром его отвезли в камеру предварительного заключения при УКГБ. Протестант считал свои действия законными, направленными на защиту национальной политики, провозглашённой партией и правительством, полностью отвергал обвинения в антисоветской и антипартийной направленности своего поступка.

После 20-суточного ареста и допросов Здорового отпустили, вынеся положенные официальные предупреждения. Очевидно, сыграло роль то, что Здоровый работал в секретной научно-исследовательской лаборатории по космическим исследованиям, которые подчинялись московскому п/я 654, а сам он был ответственным исполнителем темы «Исследование теплофизических процессов в жидкометаллических теплоносителях в условиях ослабления гравитационных полей, модулируемых с помощью сил Ампера-Лоренца». За него вступились академики АН СССР М. Д. Миллионщиков, В. П. Мишин, директор Физико-технического института низких температур (ФТИНТ) АН УССР академик АН УССР Б. Е. Веркин, заместитель директора по научной работе Б. И. Есельсон, руководители сектора и лаборатории Р. С. Михальченко и Ю. А. Кириченко. Такой единодушной поддержки харьковские кагэбисты не ожидали и не смогли, видимо, найти общего мнения с московскими коллегами. Тем более что и «послужные» биографические данные Здорового на то время были не просто благонадёжными, а в высшей степени положительными с точки зрения политических установок. Он подал пространное объяснение, что у него не было намерения «подорвать советский государственный и общественный строй», а было желание улучшить его.

Перед освобождением Здорового вызвал начальник харьковского КГБ генерал Петров. Он инсценировал чтение стихов В. Симоненко, но угостил заключённого водой, после употребления которой Здоровый не мог концентрировать память, у него текли слёзы.

Поступок Здорового и связанные с ним события обеспокоили местную коммунистическую власть, ведь открыто выступил представитель молодого поколения элитной молодёжи, воспитанной и приближённой к компартийно-комсомольской номенклатуре. К тому же его демонстративно поддержала научная элита Харькова и Москвы. Рвение местных русификаторов в определённой мере временно поутихло.

За Здоровым было установлено пристальное наблюдение. Через два года, 30.05.1967, по требованию КГБ он был уволен с работы «по собственному желанию». Конечно же, была сорвана назначенная на 30.08 защита диссертации в ФТИНТе на тему «Теплотехнические исследования жидких металлов в условиях невесомости» автора 9 изобретений и около 20 научных работ.

Поведения Здоровый не изменил, разве что больше сосредоточился на научной работе на заводе «Гипросталь», где подготовил новую диссертацию кандидата технических наук на тему «Повышение стойкости сталеплавильных конвертеров путём охлаждения кладки», которую защитил в 1971 году. ВАК её утвердил только в мае 1972 года.

Подготовка диссертации была связана с поездками в другие города, круг знакомств и политических интересов Здорового расширился. Он познакомился с И. Дзюбой, Олесем Гончаром, собирал украинскую библиотеку. КГБ периодически, каждые полгода, проводил у него обыски, изъял около 300 томов, в т. ч. книги М. Грушевского, В. Винниченко, галицкие довоенные издания, некоторые советские книги, которые изымались из продажи и библиотек, письмо, стихи и фотографии Василия Симоненко, с которым Здоровый был знаком, черновики писем в ЦК КПСС, где он излагал свои взгляды на экономические проблемы.

К 100-летию со дня рождения Леси Украинки вместе с инженером Игорем Кравцивым Здоровый поднял вопрос о мемориальной комнате в Харькове, о наименовании улицы или площади, сооружении памятника. Из творческих союзов только областное отделение Союза писателей (председатель Игорь Муратов) решилось поддержать их.

Тем временем курс КПСС на тотальную русификацию чётко определился. А поскольку Здоровый не прекратил своей общественно-политической активности, то попал под очередную волну арестов украинской интеллигенции 1972 г.

Весной «прессинговая слежка» за ним уже была очевидной. Арестовали Здорового 21.06.1972 на улице. Оказалось, что документы на арест и обыск не были должным образом оформлены, их, по требованию задержанного, пришлось на ходу менять и исправлять. Обыск длился с 12 часов дня до 4 ночи.

49 пунктов обвинения в «антисоветской агитации и пропаганде» и «клеветнических измышлениях» следствие компоновало почти год. Здоровый требовал вести дело на украинском языке, придирался к юридическим тонкостям, жаловался на следователя, которому приходилось давать объяснения в высшие инстанции. Здоровому удалось похитить у следователя «План следственных действий». За настойчивость дважды побывал в карцере, прошёл психиатрическую экспертизу в течение 35 суток.

Харьковский КГБ намеревался «создать» на бумаге «антисоветскую группу» во главе со Здоровым: одновременно провёл обыск у 9 человек, арестовал инженера Игоря Кравцива, дело которого только в конце 1972 года выделил в отдельное производство, потому что никакой «группы» не было — были элементарные проявления гражданского сознания. По делу было допрошено около 220 человек из разных концов Советского Союза. Рабочие не давали показаний, зато некоторые из интеллигенции пытались выгородить себя. Чтобы помочь адвокату защищать себя, Здоровый чисто формально частично признал вину (фактическую сторону), но отрицал цель подрыва и ослабления советского государственного и общественного строя.

Здоровому не дали возможности нанять адвоката из другого города. Но защитница разумно повела дело. Суд, закончившийся 5.04.1973, назначил наказание в виде 7 лет заключения в лагерях строгого режима по ст. 62 УК УССР. Адвокат добилась в кассационном суде смягчения приговора до 4 лет. Тогда КГБ обратился в Верховный суд СССР с жалобой на Верховный суд УССР, что таким решением он способствует «развитию националистических антисоветских тенденций на Украине». ВС СССР отменил постановление ВС Украины, направив дело на рассмотрение в новом составе кассационного суда. Уже в зоне Здоровому сообщили, что ему восстановлен предыдущий срок — 7 лет. После этого адвокат потеряла допуск к политическим делам. Судебные издержки (на химические экспертизы) в 1000 руб. Здоровый выплачивал ещё и на воле.

Сразу после суда Здорового бросили в камеру смертников в СИЗО на Холодной Горе. Вывезенный из Харькова в июле 1973 года, в августе прибыл в 36-ю зону пермских лагерей. Был в кругу высокообразованных, достойных людей: Л. Лукьяненко, Е. Сверстюка, И. Светличного, Е. Пронюка, А. Сергиенко, Гунара Астры. В связи с избиением надзирателем 23.06.1974 С. Сапеляка в зоне вспыхнула забастовка протеста. Здоровый принял в ней активное участие, за что был брошен в карцер, потом в ПКТ, в конце 1975 г. осуждён Чусовским райнарсудом к тюремному заключению на 3 года, которое отбывал во Владимирской тюрьме.

Освободился Здоровый в 1979 г., ещё 5 лет имел админнадзор. Зарабатывал на должности инженера 82 руб., а ещё выплачивал судебные издержки.

Здоровый был одним из зачинателей демократических процессов на Харьковщине и в Украине. Уже в ноябре 1985 г. ознакомил ближний круг со своим проектом устава общества «Спадщина» (его удалось зарегистрировать в 1987). Участвовал в создании Общества украинского языка, «Мемориала», Украинского Хельсинкского Союза, Народного Руха Украины, ДемПУ, где занимал руководящие должности.

В 1988 г. избран заместителем председателя Совета трудового коллектива НПО «Энергосталь», в 1990–1994 — депутат Харьковского областного совета. В 1994 году окончил курс государства и права в Академии Государственного Управления. В 1992–1994 гг. работал первым заместителем Председателя облгосадминистрации по вопросам общегосударственной и региональной политики и гуманитарным вопросам; в 1994–1995 гг. руководил государственным финансовым учреждением; в 1999–2000 гг. — советник по экономическим вопросам; с 2000 г. — Исполнительный директор Института Политических Наук. Баллотировался в Верховную Раду Украины, на должность городского головы.

1.12.2014 г. награждён орденом Ярослава Мудрого V степени.

С 1999 года — на пенсии. Несмотря на потерю зрения, активен в общественных делах. С 1995 года возглавляет областную организацию ВУТПВиР. Сын Ярослав, 1962 г. р., медик. Жена Леся Яковлевна — учительница.

Библиография:
I.

Интервью с А. Здоровым 1 июля 2002 года в Харькове. https://museum.khpg.org/1313577718

II.

Лукьяненко Левко. Со времён неволи. Книга четвёртая: Страна Моксель. – К.: Феникс, 2010. – 2010. – С. 213–219 и др.; Путь к возрождению: в 13 т. Т. 8: Со времён неволи: Страна Моксель / Левко Лукьяненко – К., ООО «Юрка Любченко», 2014. – С. 213–219 и др.

Калиниченко В. В., Андрей Лымарь. В защиту украинского языка (К 40-летию гражданского поступка) // С Богом в сердце, № 2, 2006. – С. 15–17.

Международный биографический словарь диссидентов стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Т. 1. Украина. Часть 1. – Харьков: Харьковская правозащитная группа; «Права человека», 2006. – C. 245–247. https://museum.khpg.org/1184358292

Движение сопротивления в Украине: 1960–1990. Энциклопедический справочник / Предисл. Осыпа Зинкевича, Олеся Обертаса. – К.: Смолоскип, 2010. – С. 250–251; 2-е изд.: 2012 г. – С. 277–278.

Василий Овсиенко, Харьковская правозащитная группа. Последнее прочтение 4.08.2016.

ЗДОРОВЫЙ АНАТОЛИЙ КУЗЬМИЧ
ЗДОРОВЫЙ АНАТОЛИЙ КУЗЬМИЧ

поделится информацией


Похожие статьи

Украинское национальное движение. Драбата Валентина Павловна

Украинское национальное движение. Коцур (Коцурова) Анна

Украинское национальное движение. Косовский Владимир Иванович

Украинское национальное движение. Адаменко Николай Петрович

Украинское национальное движение. Братко-Кутынский Алексей Андреевич

Украинское национальное движение. Самойленко Николай Емельянович

Украинское национальное движение. Боцян Иван Семёнович

Украинское национальное движение. Возна (Кушнир) Галина Петровна