Зиновий Антонюк родился 24 декабря 1933 года в с. Деполтычи (тогда — в Люблинском воеводстве, Польша) в семье украинских крестьян, которая с конца 1939 года жила уже в Холме и стала рабочей. Окончив в 1944 г. начальную школу, которая была при Холмской украинской гимназии, сдал вступительные экзамены в гимназию, однако с отъездом преподавательского состава дальше на Запад гимназия прекратила своё существование. В конце августа семья Антонюков переезжает в Украину. Год живут в Луцке, а с осени 1945 – во Львове.
В 1952 окончил Львовский техникум железнодорожного транспорта. В 1953-58 учился на механическом факультете Львовского политехнического института по специальности «экономика и организация производства», а в 1960-64 — в заочной аспирантуре этого же института. Отработав год инженером-экономистом на Львовском приборостроительном заводе, перешёл на работу в научно-исследовательский сектор Львовской Политехники (1959-60). С мая 1960 жил в Киеве, до самого ареста в 1972 работал на различных инженерных должностях во Всесоюзном научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте по нефтепереработке и нефтехимии (НПО «МАСМА»).
В 1962 году через Аллу Горскую познакомился с Иваном Светличным, который оказал на Антонюка огромное влияние. «Так я впервые понял, — писал позже Антонюк, — что настоящий, а не показной патриотизм всегда некрикливый, всегда серьёзный и всегда гражданский, а не узкоэтнический». Антонюк принимает участие в тиражировании и распространении самиздата. Как член профкома института, способствует регулярному проведению в актовом зале института общекиевских вечеров молодой поэзии. В 1964 через парткомы своего института и Института истории Академии Наук инициировал создание при институте, где работал, постоянного исторического лектория, которым руководил известный историк М. Брайчевский. По просьбе Ивана Светличного перевёл с польского языка на украинский несколько больших статей по истории польско-украинских отношений. Аресты 1965 года среди украинской интеллигенции, особенно первый арест Светличного, поразили Антонюка, но это стимулировало ещё большую его общественную активность. «Но главным был самиздат. Важно было убедить начальство, что они выбрали не тех, что самиздатская активность продолжается и без арестованных». Зиновий Антонюк был причастен к получению из политзон информации и дальнейшей её передаче вместе с самиздатом за границу, в том числе «Украинского вестника», где всё впоследствии публиковалось в украинской и иноязычной периодике, передавалось по радио «Свобода».
В январе 1972, во время широкомасштабных арестов украинской интеллигенции, был арестован и Антонюк. Суд, формально открытый, но фактически закрытый для друзей, состоялся 8-15.08.1972. Зиновия обвиняли по ст. 62 ч. 1 УК УССР («антисоветская агитация и пропаганда»). Приговор: 7 лет лагерей строгого режима и 3 года ссылки.
Зиновий Антонюк и Евгений Сверстюк
Свой срок Антонюк отбывал в 35-й зоне пермских лагерей. Принимает активное участие в многочисленных голодовках и других акциях протеста и, самое важное, становится одной из главных фигур в обеспечении нелегальной передачи информации на волю, – как и прежде, до ареста, в получении „волей“ информации из зон, перепечатывании её и дальнейшей передаче. Зиновий переписывал мелким почерком большинство сообщений о положении в лагере, протестные заявления заключённых и другие материалы. Существует версия, что Андрей Сахаров как-то показал изготовленные Антонюком «ксивы» иностранным корреспондентам, те опубликовали копии, по которым в КГБ был идентифицирован исполнитель. Хотя сам Антонюк считал, что его „заложил“ стукач из зоны, так как были неоднократные, основанные на точной информации о времени и способе изготовления „ксив“ попытки поймать его „на горячем“. Зиновий был осуждён на 3 года тюремного заключения во Владимирской тюрьме. В июле 1978, отбыв тюремное заключение, Антонюк снова прибыл в 35-й лагерь, где у него был диагностирован туберкулёз. Медицинская комиссия постановила отправить Зиновия в специализированную больницу в Ленинград, однако этого никогда не было сделано.
Зиновий Антонюк – один из авторов (вместе с Ю.Орловым, В.Марченко, П.Плумпой, М.Кийрендом) известного документа Московской Хельсинкской группы «О положении заключённых в лагерях СССР» (1978).
18.01.1979 Антонюк прибыл на место ссылки — г. Бодайбо Иркутской обл. При приёме на работу медкомиссия обнаружила у него туберкулёз легких. Из местного тубдиспансера Зиновия впоследствии послали в областную больницу для длительного лечения, где его проведал ссыльный Вячеслав Черновол. Но когда Антонюк отказался выполнить настойчивые «советы» врачей не общаться и не переписываться с некоторыми, а какими – сам должен догадаться, людьми, то его выписали и вернули в Бодайбо.
Отбыв ссылку, Зиновий Антонюк в декабре 1981 вернулся в Киев. Работал нормировщиком на заводе «Красный резинщик». В 1982 осуждён по сфабрикованному делу по обвинению в „тунеядстве“ (ст. 214, ч. 1 УК УССР) на 1 год заключения в зоне строгого режима: 6 месяцев отбыл в Белой Церкви (35 зона) и 6 мес. в Харькове (43 зона). В 1983-93 работал слесарем на Киевском ремонтном заводе электротранспорта им. Ф. Дзержинского.
В 1990 Антонюк избран депутатом Киевского городского совета. В 1992-96 — член комиссии по восстановлению прав реабилитированных при Киевском горсовете. С декабря 1992 по март 2003 — сопредседатель общественного совета Украино-Американского бюро по защите прав человека; был членом редколлегии информационно-аналитического бюллетеня «Права человека в Украине»; экспертом Международного фонда «Возрождение» по программе «Гражданское общество». Ценя прежде всего собственную независимость, Зиновий отказывался от всех государственных наград. Является автором многочисленных статей по правам человека, по вопросам общественного сознания и духовной культуры. Жил в Киеве, где и умер 28 апреля 2020 года.
В «Воспоминаниях об Иване Светличном» Антонюк писал: «Украина тяжело осознавала потребность вплетения своей освободительной борьбы в мировой контекст универсальной идеи защиты прав человека... По себе знаю, что только встреча с Иваном Светличным и Семёном Глузманом в 35-й зоне помогла мне окончательно поставить точки над „і“ и оторваться от группового сознания в восприятии мира и излечиться от мышления в рамках этнографизма, что и до сих пор даёт мне постоянное ощущение тех лет как лучших лет моей жизни... Но Украина ещё и сегодня плохо усвоила идею самодостаточности личности с присущей ей безусловной свободой, а также ценности свободы личности самой по себе, личности, придерживающейся чётких моральных максим...».
Библиография
Антонюк З. Правозахист в Україні. // Права людини в Україні, 1994, вип. 4.
Антонюк З. Вступне слово на публічній процедурі розгляду питання про присудження премії ім. Валерія Марченка за 1993-1994 рік. // Права людини в Україні, 1994, вип. 10.
Антонюк З. Релігія в суспільстві: можливості взаємного реформування через право відрізнятися, тобто зберігати індивідуальність? // Права людини в Україні, 1995, вип. 13.
Антонюк З. Про чистоту і простоту. // Сучасність, 1996, №5. —; C. 52-65.
Антонюк З. Знати, щоб увласнити. // Права людини в Україні, 1996, вип. 16.
Антонюк З, Глузман С., Маринович М. Листи з волі. - К.: Сфера, 1999.
Антонюк З. «Як не я —; тоді хто?»› // Доброокий. Спогади про Івана Світличного —; К.: ЧАС, 1998. —; C. 247-256.
Антонюк З. Відповіді на опитування до 30-річчя Української Гельсінської Групи.
Антонюк З. Рефлексії ідентичності - Київ-Харків: Дух і Літера, 2007. - 272 с.
Антонюк З. Рефлексії правозахисту. - Харків: Права людини, 2019. - 317 с.
По материалам Владимира Каплуна, Харьковская правозащитная группа