Людмила Алексеева считает связующим звеном между национально-освободительным и демократическим движением Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС), который был создан во Львове в 1959 году. Главным его идеологом и основателем был Левко Лукьяненко, который родился на Черниговщине, окончил юридический факультет Московского университета и работал во Львовской области в Радеховском райкоме КПУ. Они вместе с партийным работником Степаном Вируном в начале 1959 года решают создать организацию, целью которой будет содействие выходу Украины из состава СССР. Вскоре к ним присоединяются Василий Луцкив и Александр Либович. В 1960 году Левко Лукьяненко знакомится с адвокатом Иваном Кандыбой и привлекает его в организацию. В неё также вошли Иосиф Боровницкий и Иван Кипиш. Иван Кандыба предложил собраться у него на квартире 6 ноября 1960 года. На собрании присутствовали Л. Лукьяненко, И. Кандыба, С. Вирун, В. Луцкив, а также слушатель областной партийной школы М. Ващук, который, как оказалось потом, был стукачом. Обсуждалась программа, составленная Л. Лукьяненко.
В новом варианте программы УРКС главной задачей организации была ненасильственная борьба за гражданские права на Украине, за национальные и культурные права, за экономические права и т. д. Вторым этапом борьбы должна была быть борьба за самостоятельность Украины. Тогдашнее положение Украины расценивалось как колониальное, но программа всё же базировалась на принципах марксизма-ленинизма. «Знание марксизма-ленинизма указывает на бездонную пропасть между современной советской действительностью и теми идеалами, за которые боролись пролетарии всех стран с их вождями: Марксом, Энгельсом и Лениным…»[2]
Следующий сбор должен был состояться 22 января 1961 года. Но перед этим — 20 января 1961 года начались аресты, первым был арестован И. Кандыба. Левко Лукьяненко арестовали 21 января. Новая редакция Программы УРКС так и не была записана, и в деле фигурировала лишь в упомянутых «Заметках». А вот старый проект программы УРКС был изъят и стал главным материалом, на котором базировалось обвинение. С членами УРКС расправились, как расправлялись именно с националистическими организациями. Л. Лукьяненко был приговорён к смертной казни, которая позже по кассации была заменена на 15 лет лагерей, И. Кандыба получил 11 лет, а остальные получили по 10 лет лагерей. И. Кипишу и И. Боровницкому по кассации уменьшили сроки до 7 лет.
Все члены УРКС имели высшее образование, большинство из них были юристами, поэтому в литературе дело УРКС называют ещё «делом юристов». Они хотели бороться за права человека и права нации на основе советской Конституции, советских законов.
Георгий Касьянов считает, что программа УРКС перекликалась с ревизионистскими течениями в коммунистических партиях Запада и Восточной Европы, а также была продолжением идейных поисков украинских социалистов начала ХХ века. Анатолий Русначенко отмечает, что проект программы носил всеобщий характер и охватывал почти все сферы жизни общества, чего не было в других программах. Юрий Данилюк и Олег Бажан считают УРКС организацией «национал-коммунистической направленности». С терминологией последних авторов трудно согласиться. Во-первых, несмотря на марксистские основы, программные документы УРКС пропагандировали идеи прав человека, прав нации, а «красный налёт» был вызван только личным опытом, образованием, окружением членов УРКС, и этот налёт очень быстро исчез, как будто его и не было. К тому же, некоторые члены УРКС не воспринимали коммунистической идеологии, как, например, Иван Кандыба, а другие в первую очередь собирались использовать марксизм-ленинизм как щит, как инструмент пропаганды, и это хорошо видно и из программных документов УРКС, и из воспоминаний самих диссидентов. Во-вторых, термин «национал-коммунистический» очень напоминает «национал-социалистический», «красно-коричневый» и т. п.
Хоча ця організація діяла недовго і небагато встигла зробити, УРСС можна вважати першою саме дисидентською організацією і за засобами боротьби, і за метою. Більше того, вона була дуже близькою до майбутнього українського правозахисного руху, до якого пізніше і приєдналися найактивніші члени УРСС.[1] Аудиоинтервью с И. Кандыбой. – Взято В. Овсиенко // Архив ХПГ, 1998. – С. 7.
[2] Русначенко А. Национально-освободительное движение на Украине: середина 1950-х – начало 1990-х годов. /Документы и материалы /Расширенный проект программы Украинского рабоче-крестьянского союза. – К.: Издательство имени Елены Телиги, 1998. – С. 394.


