Выставка была организована по инициативе крымской группы харьковского Евромайдана и лично Елены Абиюк.
Началась выставка с обзорной экскурсии «Мустафа Джемилев и украинские шестидесятники», затем состоялась интерактивная лекция «Заключённые истории» и просмотр документальной ленты Тараса Ибрагимова «Жить, чтобы вернуться». Фильм состоит из 6 небольших новелл о национальном движении крымских татар за возвращение в Крым после депортации 1944 года. Основная часть киноленты посвящена именно истории движения с 50-х до 90-х годов прошлого века.
В мае 2016 года журналисты QirimInfo отправились на временно оккупированный полуостров, чтобы пообщаться с непосредственными участниками движения.
Среди главных героев фильма: заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умеров, его брат Бекир Умеров, ветераны движения Абдурешит Джеппаров, Ильвер Аметов, Шевкет Асанов, Зевджет Куртуметов, которые рассказывают о своём участии в национальной борьбе за возвращение на родину.
По словам одного из героев киноленты Ильми Умерова, его борьба за возвращение на полуостров началась со школьной скамьи. Ильми вместе с одноклассниками делал патриотические листовки, что в конечном итоге привело к возбуждению уголовного дела. «Когда я учился в десятом классе, мы с несколькими одноклассниками писали от руки листовки. Когда сделали достаточное количество, за месяц до 18 мая, мы расклеили их по городу. Мы особо не заботились о конспирации. Сразу после того, как эти листовки появились, в городе было возбуждено уголовное дело. По всему городу были расставлены посты. Ровно через неделю мы снова их расклеили. Это было чрезвычайное происшествие».
Абдурешит Джеппаров рассказывает о событиях октября 1987 года, когда крымские татары решили организовать пеший марш из Тамани (Краснодарский край) в Симферополь. Этой акцией они хотели привлечь внимание мировой общественности к своей проблеме.
«Один полковник дал команду приступить к посадке нас в автобусы. Сначала нам предложили самим сесть, но мы не стали этого делать. У нас в середине сидели старики, двое детей, женщина. Все по кругам, в самом крайнем были люди более-менее крепкие, которые могли как-то отразить разгон. Их реакция, наша реакция — и они приостановились. Потом полковник говорит: „Что, вас научить, как это делать надо?“. Засучил рукава до локтей и потянулся к третьему кругу от края. Там сидела девочка, звали её Алие. Он схватил её за волосы и начал тащить, чтобы вытащить из массы. Почему-то не из мужчин, не из парней, а именно из неё. Дальше этого полковника схватили наши. А чтобы спасти своего полковника, бросились другие офицеры. Вот тут и начались наши с ихними столкновения», — рассказывает Джеппаров о том, как власти противодействовали походу.
Также в съёмках фильма приняли участие первый заместитель председателя Меджлиса Нариман Джелялов, председатель ЦИК Курултая Заир Смедляев, жена политзаключённого Ахтема Чийгоза Эльмира Аблялимова, которые делятся размышлениями об актуальности национального движения крымских татар после запрета Меджлиса в апреле 2016 года.
«Самое главное, что нет ощущения безопасности. Пошли давления на предпринимателей, обыски, причём довольно жёсткие, в мечетях, закрывают крымскотатарские СМИ. Это пружина, которая в какой-то момент обязательно сработает», — говорит Аблялимова о напряжении, которое сегодня нагнетается в Крыму и может послужить причиной нового витка национального движения.
Мустафа Джемилев, лидер крымскотатарского народа, политический и общественный деятель, патриот Украины. На выставке представлен тяжёлый путь возвращения Мустафы Джемилева в Крым и новое начало его борьбы в 2014 году за аннексированную Родину. Также была анонсирована книга «Мустафа Джемилев. Я — украинец».
Мустафа Джемилев стал первым лауреатом Премии Солидарности им. Леха Валенсы, которую он получил от президента Бронислава Коморовского 3 июня 2014 года.
«Присуждение премии Мустафе Джемилеву польским государством стало символическим жестом признания его борьбы за права своего народа в Крыму и последовательного труда в сфере демократического строительства и уважения прав человека в мире».
Первые действия репрессивной советской машины Мустафа Джемилев ощутил на себе в детстве, когда в 1944 году крымских татар депортировали из Крыма, первый судебный приговор получил в 1966 году в Узбекистане. В Украине в то время продолжалась первая волна арестов украинской интеллигенции, которая впоследствии будет названа «первым покосом» украинского движения сопротивления 1960–х — 1980-х годов.
В 1960–х — 1980-х годах в условиях советской «социальной справедливости» не только юристы, но и люди других профессий вынуждены были становиться правозащитниками. Писатели, учёные, журналисты, врачи, преподаватели, военные, как вот Василий Стус, Евгений Сверстюк, Леонид Плющ, Генрих Алтунян, Пётр Григоренко, Мустафа Джемилев, Левко Лукьяненко и другие, включались в политическую борьбу за права человека. Сегодняшняя ситуация противостояния между Украиной и Россией заставляет всех нас не быть равнодушными и тем или иным способом приобщаться к борьбе за каждого репрессированного российской системой.
Для Украины в этот период широко актуализируется вопрос национальной свободы. В конце 1965 года украинский литературовед Иван Дзюба пишет знаковую работу «Интернационализм или русификация?», в которой убедительно доказывает великодержавный шовинизм советской национально-культурной политики: «А вот те, кто сегодня исповедует подобное — поглощение многих наций „образцовой русской“, — те зовут это… марксизмом и коммунизмом! […] Скажете, что сегодня никто не проповедует поглощение наций, но — „слияние, сближение“. […] Посмотрите, как это „сближение“ выглядит на практике, и увидите то же самое „поглощение“».
Сближение защитника прав крымских татар с украинскими шестидесятниками состоялось в 1969 году, когда Мустафа Джемилев вместе с харьковчанином Генрихом Алтуняном, киевлянином Леонидом Плющом вошёл в интернациональную Инициативную группу по защите прав человека в СССР, созданную в Москве по инициативе Петра Якира и Виктора Красина. В том же году Джемилев снова был арестован по одному делу с другим украинцем, генерал-майором Петром Григоренко, который выступил в защиту прав крымскотатарского народа.
С Вячеславом Чорноволом Мустафа Джемилев начал общение в начале 1980-х годов, во время ссылки в Якутии. На рубеже 1980-х — 1990-х годов, когда крымские татары начали возвращаться на Крымский полуостров, а проект построения национальной автономии приобрёл реальные черты, — произошло сближение двух политиков — украинского и крымскотатарского. Крымские татары поддержали политику Вячеслава Чорновола и Народного Руха Украины. Так, в начале формирования Независимого украинского государства казалось возможным объединение многоэтнического населения Украины в единую украинскую политическую нацию на транснациональных принципах.
На выставке через фотографии и жизненные истории представлен тяжёлый путь возвращения Мустафы Джемилева в Крым и новое начало его борьбы в 2014 году за аннексированную Родину. Сегодня вопрос политической нации для украинских граждан снова стал крайне актуальным. Какой ответ мы найдём на этот вопрос сегодня?
Современные политические репрессии со стороны России заставляют вернуться также к опыту времён украинского движения сопротивления 1960-х — 1980-х годов, с его отстаиванием национальных прав и человеческого достоинства, когда искусство стало в авангарде политической мысли. На выставке представлены материалы, демонстрирующие борьбу украинцев против советской системы в 1960-х — 1980-х годах, как то: микротексты, написанные в советских тюрьмах, самиздат и «тамиздат», лагерная поэзия и т. д. Возможно, то, что произошло 50 лет назад, даст материалы для лучшего понимания настоящего.
Посетителям выставки было предложено написать письма политзаключённым, которые сейчас содержатся в России.
Информация в поддержку выставки предоставлена Instytutem Polskim w Kijowie и ОО «Информационно-аналитический центр Евро Харьков».