Верховный суд Российской Федерации удовлетворил кассационную жалобу москвича Георгия Шахета и обязал МВД предоставить ему доступ к уголовному делу его деда Павла Заботина, расстрелянного в 1933 году на основании декрета ВЦИК от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении социалистической собственности» – печально известного «Закона о трёх колосках». Об этом сообщает Правозащитный центр «Мемориал».
Георгий Шахет (фото: Влад Докшин, «Новая газета»)
В суде представитель МВД признал, что ведомство неправильно применило нормы права. Он попросил отправить дело в суд первой инстанции на повторное рассмотрение, но Верховный суд ему отказал, встав на сторону Шахета.
Павла Заботина, заведующего строительным сектором буфетного управления Ленинского нарпита, задержали 28 декабря 1932 года. Его обвинили в хищении госимущества – 20 тыс. штук кирпича и 22 ящиков стекла. По этому делу проходили ещё 22 человека. Постановление о расстреле Заботина приняли через две недели после его задержания.
Деда Шахета судила «тройка» – орган административной репрессии при республиканских, краевых и областных управлениях НКВД. Поскольку Заботина осудили по общеуголовной статье, его не реабилитировали, а дело закрыли.
Павел Заботин
В течение двух лет Шахет пытался получить доступ к материалам уголовного дела деда. Однако МВД, ссылаясь на совместный приказ министерства культуры, МВД и ФСБ, отказывало. Этот приказ не регулирует вопросы доступа к материалам дел нереабилитированных граждан. Шахет проиграл несколько судов – Головинский районный суд Москвы, Московский городской суд и его президиум последовательно вставали на сторону МВД. Верховный суд также сначала отказался рассматривать жалобу Шахета, однако в конце марта истребовал материалы, а в мае передал их в коллегию.
Подробнее об этом деле:
• «Враг народа», расстрелянный на основании тайной инструкции