В эти дни 83 года назад в карельском лесном урочище Сандармох машина смерти работала с особой жестокостью: палачи с бешеным упорством убивали людей, чтобы выслужиться перед властью в преддверии двадцатилетия так называемой октябрьской революции. С 27 октября по 4 ноября 1937 года здесь расстреляли самую большую группу заключённых – 1111 человек.
Людей уничтожали во исполнение печально известного постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «Об антисоветских элементах». Именно этот принятый в августе 1937 года документ дал толчок самой массовой «чистке» в советском обществе. Врагов народа искали и на свободе, и за решёткой, в концлагерях.
Дела украинских политзаключённых объединили в «Дело № 103010-37 оперативной части Соловецкий тюрьмы ГУГБ НКВД СССРП на 134 человека украинских буржуазных националистов». «Соловецких узников этапировали морем в порт Кемь, оттуда по железной дороге перевозили в г. Медвежья Гора (с 1938-го — Медвежьегорск) и помещали в СИЗО Беломорско-Балтийского лагеря. Отсюда осуждённых связанными доставляли в Сандармох, где и расстреливали», – поясняют в Украинском институте национальной памяти. Известно имя палача-«стахановца», которому пришлось в эти дни работать буквально не покладая рук, – Михаила Матвеева.
Среди жертв тех осенних расстрелов в Сандармохе более 300 украинцев и выходцев из Украины – поэт-неоклассик Николай Зеров, создатель театра «Березиль» Лесь Курбас, драматург Николай Кулиш, писатели Валерьян Пидмогильный, Павел Филипович, Алексей Влызько, Валерьян Полищук, Григорий Эпик, Мирослав Ирчан, Марко Вороной, Михаил Козориз, Алексей Слисаренко, Михаил Яловой, историки Матвей Яворский, Сергей Грушевский (брат Михаила Грушевского), учёные Михаил Павлушков, Василий Волков, Пётр Бовсуновский, Николай Трофименко, создатель Гидрометеослужбы СССР, голландец по происхождению, Алексей Вангенгейм, министр финансов УССР Михаил Полоз и многие другие. «Это были люди, которые создали бы ещё бесценные духовные сокровища, владея которыми, мы стали бы вровень с другими цивилизованными народами. Но выстрелы тупого, малограмотного палача Матвеева – исполнителя воли чужой, глубоко враждебной нам российской коммунистической власти – изменили ход нашей истории», – пишет бывший политзаключённый и историк диссидентского движения Василий Овсиенко.
Впоследствии об этом страшном месте в Карелии надолго забыли. Лишь летом 1997 года члены международного общества «Мемориал» Вениамин Иофе и Юрий Дмитриев обнаружили в урочище Сандармох многочисленные останки погибших.
Российские власти не простили главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву разоблачения страшного преступления. В декабре 2016 года против него возбудили уголовное дело об изготовлении детской порнографии. Дмитриеву инкриминировали 9 фотографий, которые обнаружили в его компьютере, на которых его приёмная дочь изображена без одежды. Историк утверждает, что фотографировал болезненную девочку обнажённой для контроля за её развитием и отчёта перед органами опеки. 29 сентября этого года Верховный суд Республики Карелия назначил Юрию Дмитриеву наказание в виде лишения свободы на срок 13 лет с отбыванием в колонии строгого режима. По мнению правозащитников, дело было сфабриковано по политическим мотивам. «Причина – не только в его многолетней работе по увековечению памяти жертв советского террора. Сандармох стал памятным местом, Мемориалом международного значения. Сюда приезжали из бывших советских республик, с Украины и из стран Балтии, и из-за рубежей бывшего СССР, из Польши. Дни памяти снова и снова показывали: массовый террор был не „сбоем“ советской системы, а её основой. Здесь ощущалась связь истории и современности: в 2015 году Юрий Дмитриев говорил здесь о войне на востоке Украины. Возможно, это и стало „спусковым крючком“», – говорится в заявлении Международного общества «Мемориал».
Всего в урочище в 1937 году было расстреляно около 7 тысяч человек 60 национальностей и девяти религиозных конфессий.