ТИМЕНКО Григорий Трофимович (род. 8.02.1945 г. в с. Процев Бориспольского р-на Киевской обл. – пропал без вести в ноябре 1968) – поэт, полиграфист. Изготавливал и распространял самиздат.
Отец, Трофим Тименко, пережив немецкую оккупацию, был призван в действующую армию и не вернулся с фронта. Мать, Пелагея Андреевна Грушко (12.10.1905–4.10.1989), крестьянка. В 1959 г. Т. окончил 7 классов сельской школы. Вечернюю десятилетку окончил в Киеве, проживая у сестры Паши в Святошино. Учился в Киевском полиграфическом училище № 20. Поступил в Киевский университет, однако вскоре оставил его, вероятно, из-за материальных трудностей. Работал печатником на полиграфическом комбинате «Советская Украина». Там он травмировал палец и оставил эту работу.
Начинает писать стихи. В 1962 г. был приглашен на республиканский семинар молодых поэтов и прозаиков. Посещает литературную студию Киевского университета. С 1964 г. изредка печатается в молодежной прессе. Его творческое развитие идет так стремительно и в таком неожиданном направлении, что его перестают публиковать. Вместе со своими друзьями, братьями Николаем и Андреем Кабалюками, издает машинописные сборники своих стихов. В 1967 г. подал рукопись своего сборника «Голос невидимого» в издательство ЦК ЛКСМУ «Молодь», но его отклоняют. Редакционные упреки указывали на «тенденциозную слабость», будто автор «любой ценой хочет быть оригинальным», что «явления природы, сущность вещей и смысл человеческого существования он хочет осмысливать как философ». Еще его упрекали в незнании языка, хотя больше оснований было говорить о неприятии его поэтического языка людьми, привыкшими к стихотворной риторике. Больше Т. в киевские издательства не обращался.
Сближается с творческой молодежью, ставшей в оппозицию к тоталитарному режиму и политике русификации. Участвует в тиражировании материалов самиздата, в частности, фотокопированием в подпольной кустарной фотолаборатории, которая так и не была раскрыта КГБ.
Недолго работал техническим редактором в издательстве АН УССР, в издательстве «Советская школа».
Незаживающими ранами стали для Т. смерть сестры Паши, которую он любил и которая была опорой в быту, и смерть ближайшего друга поэта – Алексея Булыги. Весной 1965 г. у него отобрали квартиру сестры. Оказался без пристанища.
В ноябре 1968 г. Т. бесследно исчез. Обращения родных и близких друзей в милицию и КГБ ничего не дали. Ходили разные версии, в частности, что его «убрал» КГБ как причастного к самиздату.
На руках у друзей осталось несколько подборок его мистических по духу стихов, с мотивами одиночества и неотвратимости смерти, с острым ощущением социального и национального неблагополучия Украины.
«Если бы Григорий Тименко стал „обнародованным“ фактом нашей литературной жизни еще в те годы, потенциал украинской поэзии и линии ее развития, возможно, были бы несколько иными (то же самое можно предполагать и в отношении так называемой киевской школы, как и в отношении Василия ГОЛОБОРОДЬКО, Василия СТУСА, Тараса МЕЛЬНИЧУКА и др.), – считает Иван ДЗЮБА. – Это высокая поэзия. Это поэзия, опережавшая свое время и опережающая наше. Но читатель ее не знает».
Библиография
Тименко Григорий. На улице мертвого солнца: поэзия. – Черновцы: Букрек, 2015. – 178 с.
Дзюба Иван. Апокалипсис Григория Тименко. / Дзюба Иван. Из колодца лет: в 3 т. – Т. 1. – Киев: Киево-Могилянская акад., 2006. – С. 643-662. [Перепечатка из журнала «Современность» – 1997. – № 2.]
Дзюба Иван. Апокалипсис Григория Тименко. / Тименко Григорий. На улице мертвого солнца. – Черновцы: Букрек, 2015. – С. 10-11, 12-13. [С уточненными биографическими сведениями]
Шаповал Юрий. Дело Ивана Дзюбы. – С. 271.
Баран Евгений. Голос невидимого.
Коверзнев Константин. Голос невидимого. // Рабочая газета. – 1997. – №9. – С. 4.
Рачук Николай. Рефрен по спирали (Размышления о книге Григория Тименко «На улице мертвого солнца»).
Цера Евгения, Мацепа Мария. «Из праха восстанет непрочитанная надпись…».