Персоналии / Греко-католики
09.07.2005   Овсиенко В.В.

ВАСИЛИК ПАВЕЛ АКИМОВИЧ

Эта статья была переведена с помощью искусственного интеллекта. Обратите внимание, что перевод может быть не совсем точным. Оригинальная статья

Правящий епископ Коломыйско-Черновицкой епархии УГКЦ.

(род. 8.08.1926 г. в с. Бориславка Перемышльского уезда Львовского воеводства, теперь Польша, - ум. 12.12.2004, г. Коломыя.).

Епископ Коломыйско-Черновицкой епархии УГКЦ.

Дед Михаил и отец Аким — сечевые стрельцы, хорошие хозяева. Мама, в девичестве Ксения Кульгавец, — казацкого рода, хорошая огородница. В семье было 11 детей. Дети получили хорошее национальное и религиозное воспитание. Семья выписывала детский журнал «Колокольчик», по вечерам вслух читали книги.

В 1933 г. В. пошёл в школу. До пятого класса ходил в соседнее полупольское село Рыботычи, затем после шестого класса учился в Перемышле в гимназии. Ещё в третьем классе почувствовал, что хочет быть священником. Вёл аскетический образ жизни, закаляя тело и душу. Во время немецкой оккупации страдал от голода. Из-за нужды не мог перебраться вместе с гимназией в Ярослав, поэтому остался при Перемышльском соборе и учился частным образом.

Осенью 1945 года, когда В. как раз приехал помочь копать картошку, его родное село, стоявшее на границе Бойковщины и Лемковщины, поляки выселили и сожгли. Крестьяне вывезли с собой в село Барыш Бучачского р-на Тернопольской обл. всё церковное достояние. Их расселили по домам депортированных поляков.

После Крещения 1946 г. В. поехал к тётке во Львов, окончил там 10-й класс, поступил в фельдшерскую школу. Тяжело поразил юношу «Львовский собор», состоявшийся 8–9.03.1946 г. в храме Святого Юра. Он перестал ходить в этот храм. Пошёл к Гавриилу Костельнику и упрекнул его: «Что вы наделали? Как вы посмели так предать Церковь?» Бедняга только грустно посмотрел на юношу, но ничего не сказал. Во Львове все греко-католические церкви были переданы Московскому патриархату. В. выбрал меньшее зло: стал ходить в польский костёл. Со своими духовниками разговаривал на украинском. Но поскольку польская церковь продолжала полонизацию украинского населения, перестал и туда ходить. Священники, которые не поддались на москвославие, отправляли Службу Божью подпольно. УГКЦ стала катакомбной. Эти трагические события ещё больше укрепили стремление В. стать священником. Учился самостоятельно. Тем временем имел встречи с подпольщиками ОУН, передал в партизанский бюллетень свои патриотические стихи, скупал лекарства в аптеках, которые отец передавал партизанам, а также бумагу и ленты для пишущих машинок.

1.04.1947 г. арестован во Львове на почте. Подвергся тяжёлым пыткам. Судили его трибуналом в тюрьме вместе с отцом и ещё одним подпольщиком по ст. 54-1а, 11 УК УССР («измена родине»), всем — по 10 лет заключения и 5 лет лишения гражданских прав.

В. сокрушался, что на Праздник Святой Евхаристии не сможет, как всегда, исповедаться, а тут ночью в камеру по ошибке бросили священника Цегельского, который исповедал всех заключённых, а В. ему прислуживал. Это была великая милость Божья, считает В.

В сентябре 1947 года отправлен этапом в лагерь, что возле г. Николаева на Львовщине, где был и его отец. Работал на стройке. В конце года В. перевели во Львовскую пересылку, после Рождества 1948 г. он прибыл этапом в Челябинск. Работал на стройке. Через год его отправили в Башкирию на лесоповал, затем в каменный карьер. Здесь сблизился с римско-католическим священником Иосифом Пуковинским, поляком. Весной 1949 г. переведён в Джезказган, на меднорудную шахту Покровскую-39, где попал под обвал, после чего отказался спускаться в шахту, сидел в карцере.

1.01.1950 епископ Виктор Новиков рукоположил В. в диакона, что дало ему право проповедовать, готовить к исповеди, отправлять молебны. Готовился к рукоположению на Пасху, но во время Великого поста В. перевели в Спасск, в Долину Смерти. Здесь содержали 20 000 заключённых, две бригады работали только на копании могил.

В 1952 году приснилось В., что в сане епископа он правит Службу Божью в Базилике Святого Петра в Риме на гробе Святого Иосафата Кунцевича. Сон сбылся через 38 лет.

Переведён в Ольжерас на Алтае, где строил нефтеперерабатывающий завод. Работал фельдшером, как мог спасал заключённых. Побуждал священников к службе в условиях неволи, сам активно проповедовал, за что попал в карцер, на полгода в БУР. Впоследствии отбывал наказание в Омской обл., лагерь № 3. Здесь имел лагерный номер «Г-995». Дружил со знатоком лекарственных растений доктором В. Кархутом, лечил психически больных, даже делал операции. За Пасхальную проповедь 1954 г. попал в карцер на 10 суток. Ещё работал художником, нарисовал в карцере портрет сына начальника лагеря, за что подполье вынесло ему смертный приговор. Однако земляки защитили В.

Осенью 1956 г. комиссия освободила В. Отправлен этапом в ссылку в с. Новоалександровка Устарского р-на Новосибирской обл. На работу вышел через месяц — смотрителем и пастухом бруцеллёзных коров. Стал пастырем и для крестьян, которые 20 лет не видели священника, жили и умирали, по их признанию, «как скот».

В августе 1956 г. пришло разрешение В. вернуться в Украину, в Бучачский район на Тернопольщину, к родне. 10.11.1956 г. во Львове В. сдал экзамен на священника и 18.11 сбылась его мечта: он получил рукоположение от владыки Николая Чарнецкого, признанного впоследствии Блаженным священномучеником. Уже на праздник Архистратига Михаила (21.11) отслужил первую Службу Божью в Бучаче, подпольную, конечно. Как подпольный священник УГКЦ путешествовал по Галичине и Закарпатью, счастливо избегая засад. Бывало, что люди живым кольцом окружали отца, не давая его схватить. Так, всю ночь перед Вербным воскресеньем 1957 г. служил он в Долишней Переволоке. Под утро исповедовал больную и святил вербы, зная, что дом оцеплен милицией. После проповеди ему открыли окно, но он постыдился бежать, пошёл в двери и дался милиции в руки. Тогда люди легли под колёса машины. Послушали только священника. После допроса в Бучаче (с матом и побоями) В. лишили прописки, что угрожало арестом как бродяге — за нарушение паспортного режима. Служение не прекращал. Лишь через полгода добился этого «крепостного штампа» в Микитинцах под Станиславом. На Пасху, уставшего и сонного, его арестовали в родительском доме в Барышах. По дороге били. Привезли в Станислав и в КГБ устроили театрализованную встречу, с насмешками. После длительного изнурительного допроса выбросили на улицу, где пытались сбить машиной. В Надорожной, когда его схватила милиция, ударили в колокол, сбежались люди и отбили священника, он таки отслужил Службу Божью. Такая детективная жизнь продолжалась два года.

22.01.1959 г. В. схвачен на улице в Станиславе. Сбежались люди. В. открыл им, что он священник УГКЦ и проповедовал с полчаса, называя кагэбэшников бандитами. Уполномоченные по делам религий Станиславской области Бибик и при Совете министров УССР — Вильховый склоняли В. перейти в московское православие, но он отверг предложение. Судили его в клубе с. Лисец. Свидетели единодушно защищали своего священника. Приговор был таким, как приснился: 5 лет заключения и 5 лет запрета проживать в Галичине.

Завезли В. в Мордовию, на ст. Явас, во 2-й лагпункт, в 1960 г. — в 1-й лагерь, где отбывал наказание также митрополит Иосиф Слипый. В 1961 г., с введением режимов, В. как рецидивист был переведён на особо строгий режим в Явас, куда позже привезли и Блаженнейшего. «Я получил от Всевышнего такие привилегии, о которых не мог мечтать ни один студент, ни один аспирант на свободе, — сказал в воспоминаниях В. — Во сто крат вознаградил Господь мои страдания! Знал бы я на воле, что меня ждёт за колючей проволокой такая встреча — не мешкая, пешком пошёл бы в эти лагеря!» Сидел с Блаженнейшим в одной камере. 23.01.1963 И. Слипый был помилован и вывезен в Рим. Встретились они через 29 лет...

В конце 1963 г. В. переведён на 1-й лагпункт (Сосновка). 22.01.1964 г. освобождён, но с запретом жить в Галичине. Объездил пол-Украины, наконец прописался на Хмельнитчине, но через год прописки лишили. Добрые люди устроили В. на государственную службу: сборщиком лекарственных трав. Собирал их 23 года, а по ночам исполнял священнический долг. Жил сначала под Львовом, потом у родителей в Барыше, затем в Бучаче.

1.05.1974 Владыка Иосафат Федорик в с. Ольховцы Жидачовского р-на на Львовщине рукоположил В. в епископа. «Мой высокий духовный сан не добавил мне привилегий. Я дальше мёрз, недосыпал, ходил звериными тропами, убегал от преследователей», — говорит епископ. Информация о его подвижничестве уже выходила в мировые средства информации.

В 1984 г. В. заболел и потерял слух. Вылечился в Литве при содействии лагерного товарища о. Рачунаса Пранаса.

4.08.1985 г. во Львове собрались только что освобождённый Иосиф Тереля — председатель Комитета защиты верующих УГКЦ, отцы Николай и Григорий Симкайло, студент Ленинградской духовной семинарии Михаил Гаврилив и епископ Павел Василик. Они составили заявление Папе Римскому Иоанну-Павлу II о выходе из подполья многострадальной Церкви. Копию направили М. Горбачёву. Впоследствии заявление подписали отцы Владимир Вийтышин, Иван и Тарас Семкивы и другие — всего 23 священника. Другие епископы отказались подписать заявление, мотивируя тем, что не могут ставить под удар Церковь. О заявлении узнал мир. Под угрозами и запугиваниями три священника отказались от подписей. Один епископ и 10 священников под давлением КГБ составили «антизаявление», обозвав подписантов «экстремистами». В. поехал в Киев и победил в дискуссии кагэбэшных генералов и полковников. Тогда они запустили против него анонимные клеветнические письма.

17.07.1988 г. в Зарванице в сослужении многих священников В. отслужил Архиерейскую Службу Божью, в которой приняли участие почти 30 тыс. верующих.

17.09.1988 г. В. пригласили на беседу американские конгрессмены, приехавшие в Москву. Разговор проходил в присутствии пятерых депутатов Верховного Совета СССР, которые пытались позорить УГКЦ и её иерархов. В. достойно защитил их. Все шестеро делегатов были приглашены на международный симпозиум журналистов. «Мы использовали „гласность“ и „перестройку“ не так, как хотел Горбачёв», — писал впоследствии епископ.

7.02.1989 г. епископ В. возглавил делегацию УГКЦ в Верховный Совет СССР. 16.05, накануне съезда народных депутатов СССР, в Москву снова прибыла большая делегация УГКЦ, в т. ч. В., с намерением встретиться с М. Горбачёвым. Их не приняли. Тогда они объявили голодовку на Арбате. Их увидел мир. На четвёртый день с ними встретился депутат Юрий Христораднов, который подал надежду на легализацию УГКЦ. Голодовка верующих УГКЦ продолжалась полгода.

В ноябре 1989 г., в канун визита М. Горбачёва в Ватикан, было объявлено разрешение на регистрацию общин УГКЦ. 8.01.1990 председатель Ивано-Франковского облисполкома вручил В. документ о передаче Кафедрального собора Святого Воскресения в собственность УГКЦ.

В 1993 г. по благословению Святейшего Отца Иоанна Павла II Папы Римского В. стал Епископом-Ординарием (правящим епископом) новосозданной Коломыйско-Черновицкой епархии. Интронизация состоялась 31.10.1993 г. в Коломые. В 1999 г. награждён орденом «За заслуги» III степени.

В 2000 г. начал строительство Кафедрального Собора Преображения Господня в г. Коломые. 24.10.2000 г. ректорат Сетонского Университета США присвоил ему степень почётного доктора гуманитарных наук.

1.05.2004 г. в Коломые торжественно отмечено 30-летие рукоположения В. в епископа Катакомбной Церкви.

До конца своих дней Исповедник Веры, многолетний узник московских лагерей Павел Василик неутомимо трудился для распространения учения Христа и духовного роста вверенной ему паствы, развития церковных структур и подготовки достойного духовенства. Окончил свой жизненный путь Владыка Павел Василик 12 декабря 2004 г. от Р. Х. на 79 году жизни.

Библиография:

І.

Владыка Павел Василик о заключении и преследованиях: https://www.youtube.com/watch?v=fO4ucC6xEJ8 (1995)

Из истории УГКЦ. Владыка Павел (Василик) о выходе Церкви из подполья https://www.youtube.com/watch?v=fO4ucC6xEJ8 (1995).

Воспоминания Епископа-Ординария Коломыйско-Черновицкой епархии Кир Павла Василика // Християнський вісник (Коломыя), ч. 7 (67). – 1999. – Май. https://museum.khpg.org/1203111955

ІІ.

о. Владимир Гук. Преосвященный Владыка Кир Павел Василик. – Коломыя, 1999. – 64 с.

Жизнеописание епископа Коломыйско-Черновицкой епархии Владыки Павла Василика // Християнський вісник (Коломыя), ч. 5 (115). – 2004. – Май.

о. Зиновий Карась. Доклад на Праздничной Академии, посвящённой 30-летию Епископской Хиротонии Владыки Павла Василика // Християнський вісник (Коломыя), ч. 5 (115). – 2004. – Май.

Международный биографический словарь диссидентов стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Т. 1. Украина. Часть 1. – Харьков: Харьковская правозащитная группа; «Права человека», 2006. – C. 87–91. https://museum.khpg.org/1120928037

Движение сопротивления в Украине: 1960–1990. Энциклопедический справочник / Предисл. Осипа Зинкевича, Олеся Обертаса. – К.: Смолоскип, 2010. – С. 98–100; 2-е изд.: 2012 г., – С. 110–111.

Василий Овсиенко, Харьковская правозащитная группа. 27.04.2004. Последнее прочтение 3.08.2016.

ВАСИЛИК ПАВЕЛ АКИМОВИЧ

поделится информацией


Похожие статьи

Греко-католики. КАРАСЬ ЗИНОВИЙ СЕМЁНОВИЧ

Греко-католики. КАВАЦИВ ИОСАФАТ (ВАСИЛИЙ) МИХАЙЛОВИЧ

Греко-католики. ГЕРИЛЮК-КУПЧИНСКИЙ ПЁТР-ИОСАФАТ ПЕТРОВИЧ

Украинское национальное движение. ТЕРЕЛЯ ИОСИФ МИХАЙЛОВИЧ

Греко-католики. СЛИПЫЙ ИОСИФ

Украинское национальное движение. СИЧКО ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ и его сыновья: СИЧКО ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ, СИЧКО ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

Украинское национальное движение. ЛЕСИВ ЯРОСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ

Украинское национальное движение. ГЕЛЬ ИВАН АНДРЕЕВИЧ